«Мы — послы Антарктики»:

как проходят круизы к самому южному континенту Земли

21 МАЯ 2020
Восемь лет назад я отправилась в путешествие без обратного билета и, поездив полгода по Европе, в марте 2013 года оказалась в давно желанной Латинской Америке. На данный момент я проехала автостопом по всем странам Южной и Центральной Америки, немного пожила в Чили и вот уже пять сезонов отработала на круизном корабле в Антарктиде. О своих поездках ко льдам и айсбергам я и расскажу в этой статье.
Личный опыт и фотографии: Стася Апельсин

Мой план на Южную Америку был весьма расплывчат: не спеша проехать по всем странам, выучить испанский язык и в целом посмотреть, что же интересного мне предложит этот континент. Так, шаг за шагом знакомясь с латиноамериканскими реалиями, пролетели почти два года.

Цирковая школа в Бразилии, путешествие на попутных лодках в венесуэльской Амазонии, волонтёрство в эко-коммуне в Эквадоре, первые высокогорные походы в Колумбии и многодневные треккинги в Андах в Перу, наследие инков и пре-инкских цивилизаций, вулканы, джунгли, пустыни и, конечно, знакомства с самыми разными людьми и их жизнью — всё это ждало меня в Южной Америке.

К марту 2015 года я добралась до самой южной точки континента, ещё не подозревая, что там-то меня и ждал самый большой сюрприз, изменивший мою жизнь раз и навсегда. Меня ждала Антарктика.

Невероятное стечение обстоятельств привело к тому, что меня взяли на работу в офис одной из круизных компаний, и уже в самый первый сезон предложили внезапно освободившуюся вакансию гида на корабле. Сейчас я работаю уже пятый сезон и до сих пор поверить не могу, что всё это происходит взаправду.
Люди приезжают в Антарктиду с разными целями. Для кого-то важно ступить на последний из континентов, для кого-то — увидеть пингвинов или китов, кому-то интересна история освоения Антарктики. В любом случае никто не покидает Антарктиду таким, каким был прежде. Среди гидов есть выражение «полярная лихорадка»: если ты уже попал в Антарктику, эта лихорадка останется с тобой навсегда, и ты будешь думать о полярных широтах снова и снова до следующего возвращения.
Жизнь на круизном корабле
Стандартный круиз — это четыре полных дня в Антарктике: три дня на Антарктическом полуострове и один день на Южных Шетландских островах. Если круиз стартует из Ушуайи, то добавь к этому ещё пять дней на пересечение пролива Дрейка туда и обратно.

Пролив Дрейка известен своими штормами. Бывает, что волны достигают 8-9 метров — это мы называем Drake Shake. Но бывает и спокойный Дрейк, Drake Lake: в такие дни можно наблюдать за бортом разных птиц, в том числе несколько видов альбатросов. Если повезёт, то мимо пролетит странствующий альбатрос с самым большим размахом крыльев в мире: он достигает 3,6 метров — это больше, чем у кондора!

В морские дни для пассажиров проходят различные лекции: о животном мире Антарктиды, о геологии, истории освоения континента — и разные другие. Также пассажиры соревнуются в том, кто увидит первый айсберг.
Обычный день экспедиции в Антарктике начинается с утреннего приветствия экспедиционного лидера. У каждого из них свой неповторимый стиль. «Kiora and good morning! Температура за бортом...» — так начинались дни с Беном из Новой Зеландии: к его акценту, как и к юмору, нужно было привыкнуть, чтобы научиться понимать, где шутка, а где нет, и вообще о чем идёт речь. Но эта утренняя «киора», что значит «привет» на языке маори, как-то особенно заряжала энергией.

Или «Good morning, my dear antarctic explorers!» — размеренный спокойный голос Давида со скандинавским акцентом уже с утра внушает уверенность в успехе экспедиции. Англичанин Хадли задает тон утру, проигрывая кусочек любимой песни, и каждый раз загадываешь, а что же будет сегодняшней мелодией дня?

В 7:30 завтрак, после которого в 9:00 происходит первая высадка. Гиды собираются на полчаса раньше, чтобы подготовить лодки-зодиаки и осмотреть место экскурсии. Длительность высадки зависит от погодных условий, но в среднем её продолжительность около 2–2,5 часов. За это время можно познакомиться с пингвинами, если повезёт — с тюленями, а также насладиться видами на ледники и айсберги.

В 12:30 обед, в 15:00 следующая экскурсия. Все высадки регламентирует Международная организация антарктических туроператоров, она же диктует определенные правила. Например, высаживаться на экскурсию одновременно могут не больше 100 человек, а приближаться к пингвинам нельзя ближе чем на пять метров.

Наш круизный корабль — один из самых маленьких, на нём могут разместиться максимум 70 пассажиров, что даёт возможность подружиться со всеми за время круиза, а во время высадок не толкаться в толпе. Из этих 70 человек десять могут отправиться на отдельную экскурсию на каяках, а еще 15 человек — забраться куда-нибудь подальше и повыше на снегоступах.

К 17-18 часам возвращаемся на корабль. Проводим короткий брифинг о планах на завтра, показываем несколько презентаций об увиденном сегодня. В 19:30 ужин, после которого все желающие поднимаются в бар и проводят остаток вечера в приятной обстановке. Когда еще доведётся выпить бокальчик с видом на ледник?
Лучшее время для поездки
Сезон начинается в середине октября и продолжается до конца марта. В течение этих месяцев можно ехать в любое время, но есть некоторые особенности.

В начале южного лета в местах высадок всё ещё много снега, пингвины только начинают гнездиться, киты тоже ещё на подходе, но зато кораблей не так много и, скорее всего, во многих местах вы будете первыми протаптывать тропинки после долгой зимы.

Моё любимое время — это конец декабря — начало января, когда вылупляются крошки-пингвинята и в пингвиньих колониях начинается активная пора.
Аппетит у пингвинят хороший, поэтому один взрослый остается с птенцами, а второй уходит в море за крилем; после происходит смена вахты. У самцов и самок нет разделения обязанностей, и даже внешне их отличить невозможно. Обычно пингвинская семья откладывает два яйца, но чаще выживает только один, самый сильный и активный птенец.

Когда дети подрастают, в море уже уходят оба родителя, а птенцы кучкуются в группы и проводят время «детских садах». Когда кто-то из взрослых возвращается с едой, это выглядит как будто курьер приносит пиццу на тусовку оголодавших тинейджеров. Очень забавно наблюдать, как несколько птенцов гонятся за взрослым, который несётся от них на всех парах. Обычно в этой гонке побеждает родной птенец, он-то и получает свою еду. Сам процесс кормления выглядит не очень эстетично: взрослый пингвин срыгивает полупереварившуюся пищу в клюв своего птенца.
Как же попасть в Антарктику?
При наличии определенного количества денег есть несколько вариантов:
Круиз на экспедиционном корабле
Стандартные круизы отправляются из аргентинского города Ушуайя на Огненной Земле. Обычно такой круиз длится девять дней, из которых 4-5 дней занимает пересечение пролива Дрейка в обе стороны, и четыре дня проходят непосредственно в Антарктике — как правило, с восточной части Антарктического полуострова и на Южных Шетландских островах. Стоимость таких круизов начинается от 5 тысяч долларов. Иногда попадаются более выгодные last minute предложения в турагентсвах в Ушуайе.
Fly&Sail круизы
Некоторые компании предлагают опции с перелётом через пролив Дрейка. Два часа в самолёте из чилийского города Пунта-Аренас, и ты уже на на острове Кинг Джордж, Южные Шетландские острова: согласись, существенная разница по сравнению с двумя с половиной сутками в море, особенно если страдаешь морской болезнью. Однако и цена тоже отличается значительно. Стоимость таких круизов стартует от 10 тысяч долларов, но, несмотря на это, спрос на них большой, и обычно все места раскупаются быстро.
Путешествие на экспедиционной яхте
Такое путешествие по стоимости сравнимо с круизом на корабле, но его продолжительность и насыщенность даст проникнуться настоящим приключенческим духом. Представь себе: три недели среди льдов бок о бок в тесной компании, где каждому нужно участвовать в жизни яхты — например, стоять на вахте. Бывали случаи, когда туристы заранее не интересовались условиями такого похода, ожидая сервис в стиле «все включено», и оставались крайне удивлены, что нужно будет ещё что-то делать на борту. На яхтах также часто организовывают специальные туры для лыжников, альпинистов или дайверов.
Короткие туры
Чилийская авиакомпания DAP организует однодневные или полутородневные туры из Пунта-Аренас на остров Кинг Джордж, цена которых также сравнима с обычным круизом — около 5 тысяч долларов.
Что делать, если попасть в Антарктику хочется, а таких денег нет? Тут тоже есть варианты, но они требуют упорства и некоторой удачи:
1
Устроиться на работу на круизный корабль в отельную, кухонную или экспедиционную команды.

Отельно-кухонный персонал — это официанты, кухонные работники, горничные, уборщики. Он набирается специальными крюинговыми компаниями, как правило, на весь сезон. Для этого нужно проходить специальные тренинги и оформлять все необходимые морские документы. Работа не самая простая, на мой взгляд, особенно если есть склонность к морской болезни.

Представь: ты в не самом спокойном переходе через пролив Дрейка (а таких большинство), и тем не менее нужно выполнять все свои обязанности. Также в обычные дни экскурсий у отельно-кухонного персонала может совсем не быть времени на высадки.

Экспедиционная команда — это гиды, которых набирает непосредственно компания — организатор круизов. Среди них есть лекторы-специалисты в морской биологии, океанологии, гляциологии, орнитологии и тп; водители зодиаков (резиновых лодок, на которых проходят высадки с корабля), горные гиды и каякеры с определенным опытом и необходимыми сертификатами.
2
Устроиться на одну из российских антарктических станций. Это вариант для мужчин, готовых провести целый год вдали от цивилизации. Да, к сожалению, женщин на российские антарктические станции не принимают. О свободных вакансиях нужно узнавать заранее в Институте Арктики и Антарктики, и кроме узких специалистов, таких как метеоролог или радист, часто ищут поваров или подсобных рабочих.
А что делать безденежному путешественнику-бродяге? Можно ждать в порту Ушуайи попутную яхту, и иногда такая находится. Правда, вероятность, что тебя возьмут, совсем небольшая, к тому же необходимо иметь достаточно настойчивости и времени на поиски.

Кроме того, можно искать в Ушуайе горящие предложения в турагенствах, но такие круизы всё равно обойдутся в несколько тысяч долларов.

В моём же случае всё получилось иначе: меня взяли в круизную компанию по рекомендации очень хорошего друга, который раньше там работал. Приёму на работу также способствовало отличное знание английского и испанского языков, опыт работы с сфере гостеприимства и страсть к активному туризму. Так что такой способ попасть в команду тоже есть, но, как видишь, одними рекомендациями и удачливостью не обойтись — всё равно нужны определённые знания и опыт.
Left
Right
Главное, к чему надо быть морально готовым в антарктическом круизе — это перемена планов. Flexibility is the key. Планы высадок меняются в зависимости от погодных условий, от морского льда и других непредвиденных обстоятельств.

Жизненно необходима теплая и водонепроницаемая одежда даже в солнечный день, так как погода часто и резко меняется. В среднем температура воздуха держится около нуля градусов, но реальное ощущение зависит от силы ветра и волн. И несмотря на то, что водители лодок стараются сохранить пассажиров в сухости, иногда это просто невозможно.
За южным полярным кругом.

Один из тех дней, когда не то что про еду забываешь, но и лишний раз моргнуть боишься, чтобы не пропустить ни секунды. Так далеко на юг я еще не забиралась!

В прошлом году мы дошли до полярного круга и сразу развернулись назад, а в этот раз удалось пройти почти на 30 км дальше, пока морской лёд окончательно не перегородил путь. Лёд, айсберги, горы, слегка морозный воздух — вроде всё знакомо, но за всем этим, несмотря на ясный день, чувствовалась мощь, суровость и близость континента, как нигде больше.

Мы завороженно смотрели по сторонам, бегали с палубы на мостик и обратно, стараясь прочувствовать каждый момент.

«Вот бы еще подальше на юг пройти! Так манит!» — говорит мечтательно кто-то из моих коллег, а у меня вдруг над ухом раздается голос одной из пассажирок: «Анастейша, сорри, не могли бы вы сейчас открыть магазин? Очень надо!». Блин, серьёзно, в таком месте кому-то интереснее мерить футболки в магазине?
Из дневника сезона 2017 года
Несмотря на то, что антарктический туризм с каждым годом растёт, хочется надеяться, что Антарктида сохранит свою целостность и останется неприкосновенной территорией. Каждый, кто побывал здесь, чувствует величие, но в то же время хрупкость этого края, и в наших силах сделать всё возможное, чтобы защитить его.

Наша задача как гидов — объяснить и донести всю важность сохранения этого уникального места. Мы — послы Антарктики.
Вот что ещё можно почитать:
Недорогое жилье в путешествии
Отели для путешествия лучше искать через сервис HotelsCombined.com или Booking.com, а еще дешевле можно снять апартаменты через Airbnb.ru.
Выбрать страховку
Выбрать страховку для путешествия очень просто и дешево через Черепаху!
Получай информацию первым
Подпишись на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или Twitter. Информация об акциях появляется в них с публикацией на основном сайте :)
Акции, скидки и распродажи
Самые классные акции и скидки на билеты на нашем сайте. Если ты из Беларуси, заходи сюда, украинцам будет интереснее здесь, а если ты из Центральной Азии — вот сайт для тебя.
Дешевые авиабилеты
Билеты на самолет покупаем у авиасала, скайпсканнера, а также на сайтах лоукостов.