Как я побывал в Кижах

16 СЕНТЯБРЯ 2020

и полетал на вертолёте по цене ночного плацкарта

Зимой 2020 года я посетил Кижи. Так как добирался я весьма нетривиальным способом — туда по льду, обратно на вертолёте — опишу подробно весь маршрут путешествия с упором на практическую часть и свои впечатления, чтобы любой юный падаван смог повторить этот путь.
Личный опыт и фотографии: Владимир Павловский

Маршрут
Я стартовал из Санкт-Петербурга, а финишировал в Архангельске. По пути побывал в Петрозаводске, Медвежьегорске, в Великой Губе, Оятевщине, на Кижах и снова в Петрозаводске. Вот примерная схема перемещений:
Петрозаводск, Медвежьегорск и самый бюджетный горнолыжный курорт севера
Из Санкт-Петербурга поехал в Петрозаводск ночным автобусом Ecolines за 169 рублей — в честь запуска нового рейса была скидка 5 евро, стандартная же цена в районе 550 рублей. Автобус мне понравился: чистый салон, работающий туалет, мультимедиа в каждом кресле и бесплатный кофе. В общем, типичный Эколайнс, как на заграничных рейсах.

В Петрозаводск прибыли в 6 утра. Вышли на улицу: на остановке у ЖД вокзала в сугробе валяется пьяный мужик — приятно нас город встречает! Полюбовались современными инсталляциями на Онежской набережной, посетили Ледовый городок там же, оценили дореволюционное здание глазной больницы. В целом город понравился: есть что посмотреть. Очень много монументальных строений в стиле советского неоклассицизма на главных проспектах. Общественный транспорт есть, но ходит нечасто. Яндекс. Такси дешёвое, до 100 рублей от вокзала до набережной.

Около 10:00 сели на автобус в Медвежьегорск. Автобус туда ходит достаточно часто — примерно раз в час, если учитывать проходящие автобусы. Ехать 2.5 часа, цена — около 350 р.

Медвежьегорск — уже конкретно деревня, каменных строений единицы. Зимой город вне главных дорог утопает в снегу, поэтому заброшенные доты в окрестностях посетить не удалось. По некоторым дорогам даже пройти страшно из-за злых собак на очень длинных цепях. Однако главной целью посещения Медвежьегорска был горнолыжный курорт Малая Медвежка.

Интернет по данному запросу упорно выдавал лишь аренду коттеджей, однако на самом деле сами горнолыжные склоны никакого отношения к ним не имеют и принадлежат местной спортивной школе № 1. И цены там просто смешные — около 400 рублей за подъёмники в выходной день с 14:30 до 18:00, и примерно столько же за аренду снаряжения. Естественно, ни о каком ски-пассе не слышали, так как там всего две горы и два бугельных подъёмника. Но для Северо-Запада уклон очень приличный — около 100 м. Есть и фронтальные трассы, и с поворотами, и даже по лесу. Пожалуй, это самое бюджетное место катания на лыжах в окрестностях Санкт-Петербурга. К трассам каждый час ходит местный автобус + есть такси за 110 рублей от ЖД вокзала, совмещенного с автовокзалом.

Поев в столовой на автовокзале, в 17:15 мы сели на автобус в Великую Губу. Этот автобус ходит каждый день и с недавних пор доступен даже для бронирования онлайн. Цена в районе 250 рублей. В Великой Губе можно переночевать у местных в гостевом доме с удобствами за 500 р/чел. Удобства единые на дом, но зимой, не в праздники, там почти никогда никого не бывает, и весь дом будет в вашем распоряжении. Найти контакты можно в группе ВК.
Театр Петразаводска
Горнолыжка Медвежьегорска
Инсталляция на набережной Петрозаводска
Самая интересная часть:
попадание на Кижи и эвакуация с него
Традиционно в Кижи попадают из Петрозаводска или Великой Губы — летом на «Метеорах» (скоростные суда на подводных крыльях), а зимой на «Хивусах» (быстроходные катера-амфибии на воздушной подушке).

Однако мало кто знает, что с конца ноября — начала декабря, когда водного сообщения нет, на Кижи летает вертолёт Ми-8 всего за 1 100 рублей — данные на зиму 2020. Рейс социальный, совершается раз в неделю, строго по понедельникам. Забронировать билет может любой желающий, но только по телефону Карельского агенства воздушных сообщений. Продажа открывается за 14 дней, и лучше именно в этот день звонить сразу после открытия офиса, так как билеты раскупают быстро.

По телефону вы именно бронируете место, а платить надо будет уже в аэропорту Петрозаводска — это значит, что у вас есть уникальная возможность не только полетать на Ми-8 за тысячу рублей, но и заплатить за авиабилет даже ПОСЛЕ прилёта, если лететь из Кижей.

Вот расписание на зимний сезон 2019−2020.
Проблема
Рейс оборотный: не получится полететь в Кижи, погулять там два часа и улететь обратно — по небу добраться можно только в одну сторону. Отсюда вопрос, как добраться или выбраться из Кижей зимой другим транспортом, не переплачивая? На помощь приходит смекалочка.
Решение
Смотрим карту. Рядом с Кижи в 1 км через пролив на берегу Онежского озера находится деревня Оятевщина. До неё от Великой Губы уже три года строят федеральную трассу за хреналиард рублей, чтобы сделать Кижи круглогодичным курортом. Её всё не могут достроить, но в прошлом году, после вмешательства Путина, работы активизировались, и на данный момент не достроен буквально последний км дороги уже у самой Оятевщины.
Несмотря на отсутствие асфальта, дорога вполне проходима даже на легковушке, и последний недостроенный километр зимой тоже проезжается без труда. Местные в Великой Губе берут за поездку в одну сторону до Оятевщины всего 1 000 рублей с машины. Ехать минут 40.

Последнее испытание — пересечь километр пролива. Зимой это можно сделать по крепкому льду, так как в узких Онежских шхерах он встает уже к декабрю. НО! Из-за обильных снегопадов верхний слой льда часто продавливается массой снега и превращается в жидкую кашицу. То есть провалиться вы не провалитесь, но ноги при переходе замочите точно. Решение — договориться с местными жителями о переправе на снегоходе, или воспользоваться трансфером от дома Елуповых «Кижская Благодать». Елуповым можно позвонить заранее и обо всём договориться, также у них можно остановиться в номерах с удобствами, но это дороговато — в районе 3 500 за ночь на двоих. Такая цена потому, что все коммуникации — вода, электричество, канализация — у них собственные и автономные.

Утром в понедельник хозяева дома в Великой Губе за тысячу рублей довезли нас на своей машине до Оятевщины, где нас переправили на снегоходе Елуповых на Кижи за 750 рублей прямо до билетных касс.
Зимой о своем намерении посетить Кижи надо за сутки-двое предупреждать по телефону, так как музейные церкви открывают специально для туристов, в остальное время они закрыты.
Внутри церквей сохранились старинные иконы, а в хозяйственных постройках — предметы крестьянского быта. Но самое ценное на Кижах зимой — это прекрасные виды Преображенской церкви и заснеженного Онежского озера при практически полном отсутствии туристов. Мы вообще были на Кижах единственными посетителями, и сотрудники Росгвардии ради нас открывали все помещения, а потом ставили на сигнализацию.
Архитектурный ансамбль Кижи
Росгвардия и старинный дом
Вид с Кижей на Онежское озеро
Кульминация:
перелёт на вертолете Ми-8
Чтобы улететь с Кижей, мы воспользовались вертолётом до аэропорта Бесовец Петрозаводска, состыковав его с вылетом в Архангельск оттуда же, но уже на самолёте.

Надо сказать, что при сильном ветре вертолетный рейс могут отменить, но отменяют буквально 1−2 рейса за весь сезон, так как Ми-8 может выдерживать значительные ветровые нагрузки вплоть до 25 м/с. На этом вертолёте вместе с нами летели сотрудники Росгвардии, охраняющие Кижи, а также местные жители, которые подсаживались в Сенной Губе, где вертолёт делает остановку.

Перелёт незабываемый: вертолёт летит гораздо ниже боингов и эйрбасов, поэтому все Онежское озеро было как на ладони. Ледяной покров очень разнообразный, чем-то даже зимний Байкал напоминает. Да, в салоне достаточно шумно, но выдают наушники. Сеть ловит на протяжении всего полёта. Перед приземлением пролетали военную базу (Бесовец — аэропорт совместного базирования военной и гражданской авиации), видели сверху истребители.

Вылетели из Кижей мы около 11:30, через час приземлились в аэропорту Петрозаводска. Оплатили авиабилеты уже после посадки: нам выдали рукописные (!) то ли посадочные, то ли собственно билеты. Сам аэропорт Петрозаводска активно реконструируется: строится новый терминал. Инфраструктуры в старом терминале почти никакой, в грязной зоне даже кафе нет, ближайшее — в 1.5 км по шоссе. Автобус из Петрозаводска ходит 4 раза в день исключительно под рейс. А вот чистая зона вполне себе красивая, с журналами, магазинами сувениров и видом на лётное поле.
Птичка садится
Вид на озеро с вертолета
Высадка в аэропорту Петрозаводска
Последний сегмент:
перелёт Петрозаводск — Архангельск
Летели в этот же день авиакомпанией «Северсталь» на CRJ-200. Люблю этих канадских малышек, основанных на бизнес-джетах. В салоне было всего восемь человек. И это понятно — билет на рейс длиной 50 минут стоит… 4 000 рублей! Причём это только первые пять мест по самому дешёвому невозвратному тарифу. «Северсталь» всегда славилась неадекватными ценами — достаточно рейсы в Хибины посмотреть. И что самое обидное, альтернативы нет — даже прямого поезда из Петрозаводска в Архангельск не существует, только с пересадкой в Питере. Так что, жители Севера с родными в этих двух городах, возьмите на заметку этот рейс: с пересадками на поезде через СПб и едой вы примерно столько же и потратите.

Вот что ещё можно почитать:
Недорогое жилье в путешествии
Отели для путешествия лучше искать через сервис HotelsCombined.com или Booking.com, а еще дешевле можно снять апартаменты через Airbnb.ru.
Купить страховку
Лови промокод Vandrouki на скидку 20% для оформления полиса ВЗР в Росгосстрах и путешествуй спокойно! Кстати, код действует и на другие продукты :)
Получай информацию первым
Подпишись на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или Twitter. Информация об акциях появляется в них с публикацией на основном сайте :)
Акции, скидки и распродажи
Самые классные акции и скидки на билеты на нашем сайте. Если ты из Беларуси, заходи сюда, украинцам будет интереснее здесь, а если ты из Центральной Азии — вот сайт для тебя.
Дешевые авиабилеты
Билеты на самолет покупаем у авиасала, скайпсканнера, а также на сайтах лоукостов.