НиХюэ себе путешествие!

27 МАЯ 2020

как купить байк и проехать на нём через весь Вьетнам

Как часто вы с друзьями мечтаете о том, что когда-нибудь купите машину и отправитесь путешествовать? Мы мечтали часто и долго, и вот два года назад решили: хватит планировать, пора действовать!

Как и полагается исполнившимся мечтам, изменились только детали: вместо четырёх колес мы оказались на двух. Перед тобой подробная инструкция по воплощению этого дорожного приключения.

Во Вьетнам мы обе влюбились ещё в свой первый визит. Поэтому второй раз были полны решимости изучить эту страну с ног до головы. Самым очевидным решением было проехать по знаменитой трассе QL1A, но и тут мы вопреки маршруту, характерному для весны, отправились с севера на юг, а не наоборот.

Есть ли разница? Разумеется. Логично в конце весны — летом, спасаясь от жары, ехать на север, и соответственно, осенью-зимой отправляться на юг. Тем более это никак не влияет на стоимость скутера. Во Вьетнаме огромное количество байков, а предложение превышает спрос в любое время года по всей стране. Так что в данном случае советуем ориентироваться на погоду.
Покупка байка
Нужны ли права?
Продавцу фиолетово, есть ли у тебя права и насколько ты хороший водитель. Его цель — заработать. С полицией у нас тоже никогда не было никаких проблем. Местные власти обычно не останавливают туристов, так что европейская внешность — это своеобразный пропуск вип-класса.

Возможно за несколько лет ситуация изменилась, но менталитет так быстро не меняется: вьетнамские копы охотно берут взятки. Популярна шутка, что во Вьетнаме за two million dongs (87 $) можно решить абсолютно любой вопрос. Так что в случае вождения без прав конфликт наверняка будет исчерпан не более чем за 200 тысяч донгов (~ 9 $) — просто вози с собой эту сумму без сдачи.
Где покупать?
Разумеется, не стоит обращаться с такими вопросами в прокатные конторы в туристическом центре города. Там будут заоблачные цены и не факт, что хорошее качество.

Самый действенный способ — спросить у того, кто давно живет в стране: это либо надежный местный, либо экспат. Последние обычно кучкуются в гестхаусах. Так как мы снимали жилье в Ханое на месяц, то была велика вероятность попасть под одну крышу с такими людьми.

Если ты в городе всего на пару дней, то следует сходить в любой дешевый хостел на happy hours, когда там разливают бесплатное пиво. В бар слетаются все любители халявы, в том числе и те, кто не живёт в этом хостеле. Среди этой публики обязательно найдётся пара-тройка ребят, которые давно в теме. Так что включай свое обаяние и отправляйся заводить знакомства.

Наверняка место с байками окажется где угодно, но не в центре. В таком случае отмечаем точку на карте (мы всегда пользовались гугл-мапс) и прокладываем маршрут. Гугл-карты прекрасно работают во вьетнамских городах, поэтому ты без труда доберешься до места назначения на общественном транспорте — это дешёвый и долгий вариант. Быстрый и подороже — Grab-такси.

Ещё один способ — купить байк у бэкпекеров. Для этого достаточно пройтись по хостелам: у входа всегда найдется несколько скутеров с табличкой «SALE + номер телефона».

И последний вариант — фейсбук. Там масса групп вроде «Backpackers Vietnam», где можно поискать объявления о продаже байков. Правда, сложно сказать, насколько можно доверять продавцам.
Какой байк купить?
Когда мы решились на эту авантюру, то о байках не знали ровным счётом ничего. В таких случаях мы привыкли полагаться на мнение эксперта.

Важно! В данном случае экспертом должно выступить незаинтересованное лицо, так что не спрашивай совета у продавца. Повторимся, его цель — заработать, а не доставить тебя в Хошимин/Ханой. Мы взяли с собой знакомого, который разбирается в технике. Он проехался на байке, проверил какие-то детали и т. п.

Итак, есть три типа байков:
1
автоматический;
2
ручной;
3
полуавтомат.
Для длительных поездок предпочтителен ручной, он более мощный. Полуавтомат и автомат больше подходят для езды по городу. Но так как мы девочки, а все варианты ручных байков выглядели совершенно неподъёмными даже для нас двоих, было решено брать полуавтомат.

Наш друг, которого мы нарекли «Едь», достался нам за 300 $ с условием, что коллега продавца Тони из Хошимина выкупит его обратно за 200 $. Тони дал нам визитку, где были адреса и телефоны его фирмы (фирма по-вьетнамски — это грязный гараж с кучей байков) в Ханое и Хошимине, и заверил нас, что «Едь» переживет поездку в 1 700 км. Выдал blue card — документ на транспортное средство. Обязательно требуй эту карточку при покупке байка, если собираешься потом его продать, а не кинуть где-нибудь посреди джунглей.
Что ещё может потребоваться?
Для вождения байка обязательно нужен шлем; в нашем случае они шли в комплекте с байком, Тони даже разрешил нам выбрать любые на наш вкус. Но их качество оставляло желать лучшего, поэтому если финансы позволяют, лучше приобрести новые, которые будут намного более удобными и безопасными.

Ещё нам прикрутили широкий багажник, который был способен вместить два рюкзака, и выдали целый набор верёвок, около десяти штук, чтобы закрепить всё барахло. Мы использовали все до одной, но вполне достаточно двух-трёх.
Как составить маршрут?
Здесь главным критерием будет твоя уверенность за рулем, но мы в любом случае рекомендуем добираться до пункта назначения засветло, ведь риск несчастных случаев повышается после захода солнца. И ещё ни разу нас не подвело правило «тише едешь — дальше будешь».

Руководствуясь двумя этими пунктами, мы пришли к выводу, что нам будет комфортно проезжать не более 200 км в день.

Затем всё просто: открываем карту и смотрим, какие города встречаются по пути на расстоянии не более чем в 200 км друг от друга. Разумеется, гуглим каждое место, чтобы не приехать в город-уныние, и составляем маршрут. Делаем заметки, что можно посмотреть в каждом из городов, и ищем там жильё.

Вот что получилось у нас:
1
Ханой – Ниньбинь (91 км)
Отель: 7 $ (здесь и далее стоимость указана на двоих)
2
Ниньбинь – Тханьхоа (60 км)
Couchsurfing: 0 $
3
Тханьхоа – Винь (140 км)
Отель: 20 $
4
Винь – Донгхой (200 км)
Хостел: 10 $
5
Донгхой – Хюэ (168 км)
Отель: 6 $
6
Хюэ – Хойан (150 км)
Гестхаус: 11 $
7
Хойан – Куангнгай (139 км)
Отель: 6,5 $
8
Куангнгай – Куинен (186 км)
Couchsurfing: 0 $
9
Куинен – Туихоа (94 км)
Отель: 8 $
10
Туихоа – Нячанг (117 км)
Couchsurfing: 0 $
11
Нячанг – Фанранг (95 км)
Отель: 8 $
12
Фанранг – Фантхьет (130 км)
Couchsurfing: 0 $
13
Фантхьет – Лаги (86 км)
Couchsurfing: 0 $
14
Лаги – Хошимин (163 км)
Мы очень хотели заехать в Далат, но, почитав статьи о том, что даже опытные водители срываются с обрыва по пути в этот город, решили, что оставим посещение этого места до лучших времен. Так что при составлении маршрута учитывай не только расстояние и интересность города, но и состояние дороги.

Ещё на севере есть классные Хайфон и архипелаг Катба, но мы там были раньше, поэтому не включили эти места в маршрут.
Что брать с собой в дорогу?
Закрытая одежда и солнцезащитный крем
Твой главный враг в Азии — это солнце. Обдуваемый ветром, сидя за рулем байка, ты не чувствуешь, как припекает солнышко. Но оно незаметно превращает твою непривыкшую шкурку в помидорную кожуру, поэтому крайне важно максимально полностью закрыть все участки тела. Если крохотный кусочек ушка торчит, то настоятельно рекомендуем при каждой остановке смазывать его солнцезащитным кремом. И не думай, что в пасмурную погоду нельзя сгореть: можно! Проверено на собственном опыте.
Маска и очки
Скорее всего тебе не грозит отравление выхлопными газами, как в городе, но и дышать пылью не очень приятно. Ту же функцию несут очки, защищая глаза от мелких песчинок. И, конечно, и то и другое — тоже защита от солнечных лучей.
Перчатки
Будь готов к тому, что будут немного трястись руки от такого количества времени за рулем. А появлению мозолей препятствуют перчатки — как и появлению солнечных ожогов.
Дождевик
Скорее всего спасаться придётся не только от солнца, но и от дождя, а в Азии очень часто льёт как из ведра. Если ливень будет продолжаться долго, то даже при наличии добротного дождевика ты всё равно промокнешь, но на какое-то время он обеспечит комфорт в непогоду и защитит одежду от грязи.
Защита вещей от влаги
Технику, документы и деньги лучше хранить в зиплоках (пакеты с застежкой). Твой рюкзак, привязанный к багажнику, хорошо бы надёжно закрутить в клеёнку, дождевик или в любой водоотталкивающий материал, чтобы по приезде всегда была возможность надеть сухую чистую одежду.
Как ухаживать за байком во время поездки?
Не забывай менять масло
Как оказалось, менять масло нужно каждые 300 км. Стоимость этой услуги на момент нашего путешествия составляла около 80 тысяч донгов (3,5 $). Провернуть это можно либо на заправке, либо в мастерских по ремонту байков. Заранее искать такие места не стоит, они легко доступны по всему Вьетнаму.
Подкручивай тормоза
Из-за тряски на дороге они имеют свойство расстраиваться, как пианино. Обычно мы делали это одновременно с заменой масла, и чаще всего услуга была for free.
Не оставляй байк на улице ночью
Думаю, и так понятно, почему не стоит это делать, к тому же ты быстро подружишься со своим скутером, и рука не поднимется оставить его в темноте и одиночестве. Во всех отелях, хостелах и гестхаусах либо есть гараж, либо владельцы разрешают закатить байк в фойе.
Что ещё важно знать?
Дорога
Следи за указателями при въезде и выезде из больших городов вроде Хошимина и Ханоя. Не стоит нарушать правила и ехать по дороге для машин — это крайне некомфортно и страшно. Качество дороги для байков отличное, и вряд ли ты попадёшь в пробку на выезде из города: такое может произойти только в центре мегаполиса.

Где-то после 800 км нам в голову пришла идея прицепить на байк табличку на вьетнамском: «Мы очень устали, подбросьте нас и наш скутер». Нас так никто и не подобрал, зато многие начали аккуратнее идти на обгон, а местные постоянно улыбались и делали скидки.
Коммуникация
Очень советуем выучить пару фраз и цифры на вьетнамском, ведь по пути ты наверняка попадёшь в парочку городов, в которых никто не говорит по-английски. Вряд ли у тебя получится легко и просто изъясняться, учитывая, что вьетнамский — тоновый язык. Но это классный способ порадовать местных и выбить скидку своим корявым произношением.

В целом вьетнамцы довольно сообразительные ребята, поэтому если есть необходимость договориться о цене, либо продемонстрируй цифры на телефоне, либо покажи нужную сумму при помощи купюр — такой способ очень популярен у местных.
Еда
Запекать курицу и варить яйца в дорогу не имеет смысла. Даже на самых глухих участках пути есть заведения, в которых можно не только поесть и подключиться к вай-фаю, но даже отдохнуть в гамаке.
Делай остановки
По дороге много всего интересного, поэтому не стоит «лететь» на всех скоростях в очередной город. Останавливайся, чтобы отдохнуть и сделать парочку снимков.

Лучше вставать рано утром: мы просыпались как все местные около шести утра, чтобы до обеда добраться до места назначения. Во-первых, утром не так жарко, во-вторых, как я уже говорила, ехать в темноте намного опаснее.
Остерегайся слип-басов!
Выношу это в отдельный пункт, потому что водителей этого ада на колесах берут на работу исключительно при предоставлении справки о психических нарушениях. Если в зеркало заднего вида заприметил этого «зверя» — большой яркий автобус, несущийся на всех парах, — сразу же прижмись к обочине и дай ему проехать.
Дождь
Чаще всего дождь в Азии — это надолго. Если ты соберёшься его переждать, то велика вероятность, что потом придётся ехать в темноте, а если совсем не повезёт, то в темноте и под дождем. Наш совет — уж лучше промокнуть. Это не так страшно, как вождение ночью.
Форс-мажор
Разумеется, абсолютно всё идти по плану не может, и именно это превращает простую поездку в приключение. Вот с чем столкнулись мы:
Поломка байка
Сразу скажу, что за свои деньги мы получили хороший байк, который нас не подвёл. Все поломки были мелкими и не встали нам в большую сумму.

Первый раз у нас сломались спицы в колёсах. Мы почувствовали это практически сразу, байк начало трясти. Когда мы остановились и с круглыми глазами рассматривали поломку, помощь не заставила себя ждать: моментально нарисовался вьетнамец, который предложил следовать за ним. В паре метров от места происшествия была ремонтная мастерская. Замена спиц заняла не больше 40 минут и стоила около 80 тысяч донгов (3,5 $).

Второй раз у нас навернулась электроника, и наш «Едь» перестал заводиться автоматически. Тут же появился местный, который показал нам, каким ещё способом можно завести байк, ведь у нас был полуавтомат. Но когда мы обнаружили, что не работают фары, то поспешили отвести нашего малыша к врачу. Замена батареи, которая отвечает за всю электронику, стоила около 200 тысяч донгов (~ 9 $) и заняла не больше часа.

Третий раз случился, когда мы пытались подняться в гору по серпантину. Мощности нашего скутера и водительского опыта просто не хватило для того, чтобы осилить такую высоту. Мы заметили, что байк начал перегреваться и перестал набирать скорость. В таком случае надо искать объездной путь без таких серьёзных препятствий.

Четвертый раз
произошёл во время сильного дождя. Наш «Едь» перестал ехать посреди пустыни, и мы понятия не имели, что случилось. Поэтому мы просто застопили первого проезжавшего местного, который жестами показал нам, что что-то в байке намокло. Парень не растерялся и быстро договорился с хозяином единственного стоящего неподалеку домика принять нас под навесом во дворе, чтобы байк успел просохнуть. Через час мы снова были в пути.

Что делать, если у тебя сломался байк?

Не паниковать и просто попросить первого встречного вьетнамца чекнуть твой скутер. Во Вьетнаме о байках знают все и всё, люди всегда рады помочь, а ремонтных мастерских всюду как грибов после дождя.
Жильё
Гугл-карта не очень хорошо понимает адреса на вьетнамском. С отелями проще, так как их названия чаще пишутся на английском, а вот искать адреса из каучсёрфинга иногда было затруднительно. Поэтому всегда проси у хостов номер телефона и ссылки на страницы в социальных сетях.

Ещё оказалось, что вьетнамцы очень любят использовать своих гостей в качестве учителей английского. Многие так и пишут в профиле на каучсёрфинге, что за крышу над головой тебе придётся провести несколько часов, обучая малышей говорить «Hello! How are you?». Тут уже решать тебе, насколько это для тебя комфортно. Внимательно читай комментарии гостей, ведь есть товарищи, которые не указывают этого в разделе основной информации.

В целом с жильём во Вьетнаме проблем нет. Всегда можно найти отель за копейки. Мы только один раз заплатили 20 $ за ночь исключительно потому, что попали в город во время какого-то праздника, и все более дешёвые варианты были переполнены.
Передвижение
По пути из Хюэ в Хойан мы решили свернуть с трассы QL1A и часть пути проехать по QL49B в охоте за красивым видом. Нам пришлось ехать по ужасной дороге, это отняло очень много времени и сил. Так что лучше заранее проверять маршрут: в интернете можно почитать отчёты о достопримечательности, ради которой ты решил свернуть. Часто люди пишут о том, как до неё добраться, и рассказывают о качестве дороги. Уже исходя из опыта вождения и состояния байка решай, стоит ли съезжать с трассы.

Была ситуация, когда в попытках добраться до пляжа с шикарным видом, нам пришлось спустить скутер по очень маленькой горке, но с сомнительным песчаным покрытием. Разумеется, закатить байк назад мы не смогли, а заехать на эту горку боялись — снова пришлось просить помощи у местных. Так что если ты не уверен в своих водительских способностях, а рядом нет людей, то лучше не рисковать.
Направляясь в Хойан, мы добрались до национального парка «Тхыа Тхиен Хуэ» и уткнулись в гору. Там был тоннель, въезд в который разрешён исключительно машинам, и серпантин по горе для мотобайков. Мы попробовали поехать в гору, но мощности байка не хватило на покорение такой высоты.

Рассказ о небольшой панике и о том, как мы решали эту проблему, оставлю для другой статьи. Способ перебраться на другую сторону всё-таки есть: вот эта станция. Там ты покупаешь билет на автобус себе и своему байку, и вас отдельно друг от друга провозят через тоннель. Дальше забираешь скутер и продолжаешь путешествие. Нам это удовольствие обошлось в 80 тысяч донгов (3,5 $) за двух пассажиров и один байк.

Пока мы поднимались по серпантину, перед нами открылся совершенно очаровательный вид. Так что поехать по этой дороге стоит, но ориентируйся на свой водительский опыт, мощность байка, и будь готов к тому, что такая поездка съест много бензина.
Продажа байка
По приезде в Хошимин мы ещё месяц гоняли на «Едь» и вспомнили, что его нужно продать, буквально за два дня до вылета домой. По адресу, указанному в визитке Тони, оказалась церковь, и это не было ошибкой гугл-карты. Номер из визитки был заблокирован. Звонки Тони не помогли. Времени и сил искать надёжные информационные источники у нас не было, поэтому мы вернулись домой и сделали пост о продаже байка в группу «Backpackers Vietnam» на фейсбуке. За вечер никто не откликнулся, так что на следующий день, немного поторговавшись, мы быстро скинули скутер в конторе по аренде байков в туристическом центре за 150 $.
Как продать байк выгоднее?
1
Заняться этим вопросом заранее, хотя бы за неделю до отъезда;
2
Провернуть историю с поиском надежных информаторов по хостелам и гестхаусам, чтобы они помогли найти покупателя не в туристическом центре;
3
Запостить информацию в группу «Backpackers Vietnam» или её аналогах на фейсбуке. Велика вероятность найти европейца, для которого цена в 200 $ покажется пустяком;
4
Последнюю неделю ездить с табличкой «SALE + твой номер телефона», но это актуально только в туристическом центре.
Немного о ценах
Покупка байка
Купили байк мы за 300 $ и продали за 150 $. Хочу заметить, что на нём мы катались месяц по Ханою до нашего road trip и месяц по Хошимину после.
150 $
За всё время
Бензин
Заправлялись каждый день на сумму около 60-100 тысяч донгов (2,5-4,5 $).
50 $
За две недели
Замена масла
Меняли масло около семи раз.
25 $
За две недели
Ремонт байка
Ремонтировать байк пришлось два раза.
25 $
Платные дороги
Платных дорог по нашему маршруту не было; лишь один раз мы заплатили за то, чтобы нас переправили на другую сторону горы.
3,5 $
За всё время
Жильё
Так как мы часто останавливались по каучсёрфингу, на жильё мы потратили совсем немного:
76,5 $
За две недели на двоих
Общая сумма
За две недели на двоих:
317,5 $
Стоит ли ехать?
Все самые крутые истории из путешествий начинались с утвердительного ответа на этот вопрос.

Что касается этой поездки, то мы выполнили поставленную цель — очень близко познакомились со страной. Кроме того, что мы увидели массу интересных городов, природных достопримечательностей и познакомились с обычаями и культурой Вьетнама, мы спали на полу вместе с нашим хостом как солдаты вьетнамской армии, изучили вкус супа фо по всей стране, ночевали во вьетнамской общаге, работали учителями английского за еду и жильё, посетили концерт азиатского Джастина Бибера, столкнулись с маньяком (наверное) в джунглях, отыскали новых друзей, заблудились, нашлись, и в итоге в очередной раз укрепили нашу веру в людей.
Хочешь повторить?
Рецепт: один ебанутый безумный друг, триста с хвостиком долларов, щепотка осторожной смелости, и вот ты в баре с обгоревшим (после нашей статьи — нет) и счастливым лицом скармливаешь своим друзьям историю о том, как две вьетнамские женщины хохоча помогли вытащить из песка твой байк.

P. S. Не стоит на байке заезжать в песок ;)
Недорогое жилье в путешествии
Отели для путешествия лучше искать через сервис HotelsCombined.com или Booking.com, а еще дешевле можно снять апартаменты через Airbnb.ru.
Выбрать страховку
Выбрать страховку для путешествия очень просто и дешево через Черепаху!
Получай информацию первым
Подпишись на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или Twitter. Информация об акциях появляется в них с публикацией на основном сайте :)
Акции, скидки и распродажи
Самые классные акции и скидки на билеты на нашем сайте. Если ты из Беларуси, заходи сюда, украинцам будет интереснее здесь, а если ты из Центральной Азии — вот сайт для тебя.
Дешевые авиабилеты
Билеты на самолет покупаем у авиасала, скайпсканнера, а также на сайтах лоукостов.
Вот что ещё можно почитать: