Путешественник года:

истории людей, чьи перемещения обогнал вирус

20 МАРТА 2020
Мы расстроены. Наши планы на отпуск накрылись устаревшим предметом быта. Наша температура в норме, но вокруг полыхает и подгорает. У нас нет своей нефтяной скважины, и даже бензоколонки, но мы знаем, что такое ОПЕК+. Наши рубли стали еще рублёвей. Мы бы хотели обнулить последний месяц, но не можем. Апокалипсис is now. Но! Не всё потеряно. Жизнь продолжается, и мы возьмём от неё всё! Или хотя бы что-нибудь.

А пока что расскажем истории — веселые и не очень — наших подписчиков, в чьи планы коварно влез коронавирус. Нет, это не примеры для подражания, скорее наоборот. Да, в обычной жизни мы просим вас путешествовать несмотря ни на что и вопреки всему, но мы же нормальные ребята, и все очень хотим, чтобы апокалипсис скорее закончился. Поэтому смотрите, как делать не надо.

Норвежский фальстарт
Как я запрыгнул в последний вагон перед карантином
Владислав Романович
Путешественник, о безумных приключениях которого можно прочитать в его инстаграме
Последнее время я не особо смотрел новости, и о коронавирусе знал лишь то, что вспышка его случилась в Китае, Италии и ещё паре стран.

Поздним мартовским вечером, давно мечтая о северном сиянии в Норвегии, я спокойно купил билеты на 12 марта по маршруту Киев-Осло-Буде, предварительно арендовал машину и спланировал маршрут по Лофотенским островам. Обратные билеты по такому же маршруту взял на 17 марта. Ещё доплатил лишние 40 долларов, чтобы пересадка в Осло была всего два часа.

Вечером 11 марта пытался зарегистрироваться онлайн на рейс SAS, но постоянно выдавало ошибку. «Странно, — подумал я — придётся регаться в аэропорту».

Настал день поездки. Киев был насыщен теплой солнечной атмосферой, и я с хорошим настроением прибыл в полупустой Борисполь. Первый же вопрос на стойке регистрации: «Были ли вы в Китае или Италии в последние две недели?» — нет, не был. Но на слово никто не верил, и в паспорте упорно пытались найти штампы этих стран. Не нашли, выписали билет и пожелали удачи.

Полет был комфортным: удивило, что рейс в Осло был пуст больше чем наполовину.
Приветливые норвежские пограничники спросили лишь город назначения и, услышав, что это Лофотены, улыбнулись и поставили печать в паспорт. Дальше был ничем не примечательный перелет в Буде, на север.

Настроение зашкаливало: все складывается как по маслу! Я без проблем арендовал машину в городе, заплатив ещё за полную страховку авто, ибо на севере настоящая зима, которой так не хватало нам всем в этом году. Заехал в супермаркет, закупился в дорогу, ведь предстояло пятидневное автопутешествие, и полный позитива поехал в отель. Огорчал лишь постоянно звонивший в роуминге неизвестный норвежский номер. «Наверное, ошиблись» — подумал я, не придав звонку никакого значения.
В семь вечера заселяюсь в хостел в Буде: на ресепшене чех с удивлением, но на полном чилле спрашивает:

— Ты сегодня прилетел в Норвегию?

— Да, — отвечаю я.

— Ты слышал, что Норвегия закрыла границы в шесть вечера?

— Нет, не слышал.

— А, ну ок, добро пожаловать! — даже не спросив паспорт, он дал мне ключ от номера, и я пошел заселяться в номер.
Позже оказалось, мой рейс был последним, который прошел границу в Осло.

Тем временем неизвестный норвежский номер продолжает мне звонить уже в 12 ночи. Не выдерживаю: беру трубку несмотря на роуминг. Сообщение было примерно таким:
Здравствуйте, это отель на Лофотенах. В связи с ухудшением ситуации с коронавирусом, правительство Норвегии закрыло границы и обязало всех иностранцев, прибывших в последние дни, отправить на принудительный карантин по месту нахождения, поэтому если завтра вы приезжаете к нам, вас ждет 14-ти дневная изоляция. Но, скорее всего, вы даже не сможете до нас добраться, ибо почти все паромные переправы отменены, а те, что работают, могут вас задержать и отправить на карантин в каюте судна.

Если сейчас вы находитесь в отеле, то вас уже должны были изолировать. Более того, изоляция при отелях происходит за ваш счет, но если у вас нет денег, то мы заплатим за ваше пребывание и питание наперед: в этом случае вам надо будет обратиться за помощью к правительству Норвегии или в страховую, чтобы они нам компенсировали… бла-бла-бла.
Конкретно офигевший от такого звонка, я начинаю гуглить последние новости по Норвегии, нахожу это распоряжение министерства, понимаю, что это не пранк, и эпидемия добралась и до этой страны… И тут ко мне приходит осознание того, что я на свободе лишь потому, что на ресепшене стоит не знающий норвежского языка и, очевидно, невнимательно слушающий новости чех с нашим менталитетом, а не местный парень.

Решение одно: бежать первым же рейсом, пока новость не дошла до всех служащих аэропорта и владельцев отеля, ибо перспектива остаться в Норвегии на 14 дней за свой счет в номере размером с камеру Брейвика была не очень радужной.
Единственная фотография из Норвегии
Начинаю искать билеты: первый рейс в 7 утра назад в Осло, оттуда чартерный рейс, вывозящий австрийцев в Вену — вот оно, дорогое, но спасение, хоть и риск быть задержанным на любом этапе перелета слишком велик. Но выбора нет — покупаю билеты. Пока жду подтверждение оплаты, обращаю внимание, что из окна моего хостела виден ЖД вокзал, на котором стоит одинокий последний вагон без тепловоза — знак.

5:30 утра
Поспав пару часов, я тихо сваливаю из отеля, оставив ключ на столе у входа, возвращаю тачку в аэропорт, проехав на ней суммарно 5 км и заплатив 250 евро, включая позорную страховку от гололеда на островах.

В аэропорту Буде тихо, людей почти нет, сотрудники еще не знают о распоряжении, которое вышло в нерабочее время — документ опубликовали около семи вечера прошлого дня. Жду самолёт в Осло: людей почти нет, соседний рейс улетел с ОДНИМ пассажиром на борту — я понимаю, что ситуация становится критической. Пока ждал, увидел из окна аэропорта норвежские горы, а с их стороны — огромную черную тучу, двигающуюся на нас.

07:00
Время вылета, но рейс долго поливают незамерзайкой, черная туча доползла и висит над нами; туман, сильный ветер, метель… я понимаю, если этот рейс отменят — мне пиздец будет очень плохо. Чувство, будто за мной уже выехали по месту жительства для задержания, но я не сдаюсь и бегу без оглядки.

Несколько раз мы пытаемся взлететь, катаемся по взлетной полосе, бац — оторвались от земли, самолёт трясет, как маршрутку на бездорожье, видимость нулевая: не знаю, как дали разрешение на взлёт, но благодарю пилотов — это высший пилотаж!

08:40
Прилетаю в Осло — ещё вчера этот аэропорт был полон людей, сейчас здесь гробовая тишина, люди в масках и перчатках. Смотрю табло вылетов: почти все рейсы отменены, и лишь рейсы в Амстердам и Вену обозначены как go to gate. Нахожу австрийцев, сливаюсь с ними, ибо до сих пор боюсь, что могут задержать — лучше всех сразу, чем по одному. Благо на вылет граница не закрыта, Норвегия дала возможность некоторым странам без карантина забрать своих граждан, и Австрия в этом списке.

Прохожу на посадку: чартер, без вывесок, без эмблем, на билете написано «Smart Airlines», все пассажиры — австрийцы, либо имеющие ВНЖ в Австрии иностранцы, и то, что этот билет оказался в продаже — настоящее чудо. Ни с кем не общаюсь, делаю вид, что понимаю немецкий.

Два часа, и я в Вене
Здесь более-менее живой аэропорт, хоть и заметно, что людей очень мало. Беру билет в Киев, подключаюсь к вай-фаю и вижу, что Украина закрывает границу с 17 марта, то есть через пять дней. Я купил билет до этого указа за $ 80 — мне снова повезло: спустя час этот билет стоил уже $ 500, а на 15−16 марта цена была уже $ 800 — спасибо позорнейшему авиаперевозчику МАУ, вы еще те хапуги.

Прилетаю в Киев
Меряют температуру — все ок, фух! Я дома!

Поездка на один день в Норвегию обошлась мне в 1000 долларов за пять перелётов и невозвратные потери вроде аренды, обратных билетов и т. д. Как оказалось, я еще «дёшево» отделался, так как при всех других вариантах я либо попадал на 14 дней изоляции за свой счет в самой дорогой стране мира, либо отдал бы в разы больше за билеты. Зато увидел фьорды и горы… из иллюминатора самолёта.

Это победа!
(нет, не «Победа»)
В.
Пожелал остаться неизвестным
Собрались мы в круиз на Costa Magica за 710 евро/человек на три недели с Гваделупы в Савону. Неделя по Карибам + Трансатлантика. Покупали на австрийском сайте Косты почти за год, в апреле 2019. Под это дело были куплены билеты Level из Парижа за 125 евро и Air France за 5 500 р из СПб в Лион с выходом в Париже. Все, естественно, невозвратное.

Летели 10 марта
Сразу скажу, что про коронавирус слышали, но, во-первых, в Париже и Гваделупе все спокойно было: в Париже были единичные случаи заражения, и даже Ростуризм, который не рекомендовал Францию к посещению, добавлял — кроме Парижа. И вообще он у нас транзитом был, а в Гваделупе менее пяти человек заражённых было на тот момент, да и сейчас, вроде, в районе десяти. А во-вторых, никто нам бы ничего не вернул при отмене. Level — точно, Эйр Франс и круиз — не деньгами и с доплатой до тарифа при смене даты. Мы сами были не в зоне риска, и да, для нас не потерять под 130к было важнее, чем потенциальная возможность заразить неизвестную бабушку в Питере, которая и так может подхватить любую инфекцию и слечь в крупном городе. И вообще, у нас коронавирус тоже есть, а цифры явно занижены. Хотите — считайте меня эгоистом.

Так, с моральной и материальной стороной закончили. Теперь о самом путешествии.

Вылетели 10 марта в Париж
В городе в центре все гуляют и веселятся. Собор на месте, активно реставрируется, фасад красиво подсвечен. Быстренько зачекинились у ратуши, Собора и фонтана Св. Михаила, и пошли в ресторанчик на встречу с другом-химиком, работающим в Париже. Место чёткое, чудесный интерьер в стиле ар-нуво, низкие цены. Рекомендую, называется Bouillon Julien. Очередь на входе, о коронавирусе никто и не слышал.

11 марта вылетели в Гваделупу
В 15:35 авиакомпанией Level. Тут уже начинается треш. ЗА ПОЛТОРА ЧАСА до посадки Коста присылает нашим сокруизникам смс об отмене круиза. У меня в личном кабинете Косты пусто, на мейле тоже писем счастья нет, а телефон я указал неверный. Что делать?! Решили рискнуть: прошли контроли, началась посадка. И тут нам пишут сокруизники, что Коста ОШИБЛАСЬ, перепутала людей: отменили круиз из Сингапура. Ладно, вылетаем. Борт Level хорош, кстати, за 125 евро нет претензий.

Прилетели около 21:00
Утром проверяю почту — никаких писем от Косты. При этом корабль стоит у соседней Мартиники, никого на берег не выпускают. Пять человек на борту с ОРВИ, подозревают коронавирус. Корабль уже пять (!!) портов пропустил. На борту людям дали компенсации 300−450 евро, многие покрыли свой недельный круиз. Тем не менее, Коста молчит.

Итак, наконец, 13 марта
День посадки на корабль. Утром проверяю почту — ХОБАНА! Отмена. Ну, это было предсказуемо, так как еще вчера вечером, 12 марта, медики Мартиники подтвердили два случая коронавируса на борту. Теперь самое интересное: как выбраться в Россию из Гваделупы? Задача нетривиальная. Билетов в Европу у нас нет, так как должны были вернуться на корабле. Да, Коста обещает всё компенсировать, только вот перелёт на человека лишь до Парижа стоит 25−30 к, из Парижа в Москву — не меньше 12к на человека, а прямой вообще 20.

Едем в порт, встречаемся с соратниками по несчастью. Спрашиваем у представителей Косты в порту, что нам делать. Говорят, летите за свои, потом компенсируем. Упираемся, говорим, что нет денег. Девушка, представитель Косты, звонит в головной офис французской Косты в Париже, говорит, что сейчас там конференция, где решают, что делать. Ждите, мол. Ок, ждём на лавочке около порта, звоним каждые 1.5−2 часа. Наконец попадаем на девушку, которая присылает личный Whatsapp. Ждём ещё в общей сложности 8 часов, пока, наконец, нам не дают отель и перелёт… Та-дам! Это победа (нет, не «Победа»).

Параллельно видим, как причаливает Коста Магика. На берег выпускают только местных жителей (сразу на домашний карантин) и итальянцев. Видимо, последних вирус не берёт. За итальяшками будут присылать спецборт. А что же у нас? А у нас просто БОМБА.

Нам дают:
1
Отель 4 звезды на первой линии. Тут без комментариев;
2
Ужин, завтрак и обед;
3
Перелёт на следующий день, 14 марта, Эир Франс в Париж (стоит около 40к) и из Парижа в Москву (ПРЯМОЙ! Стоит 20к) + билет в Спб для тех, кому надо.
Заселяемся около 22, бежим на ужин. На следующий день прекрасно проводим время, купаемся и загораем, потом едем в аэропорт Гваделупы. Далее, посетив лаунж и употребив гваделупского рома, счастливые, улетаем в Париж. Борт огромный, чудесный, заполняемость процентов на 80−85: лично я нашёл три свободных кресла в хвосте, где и поспал. Прилетаем в Орли, переезжаем на автобусе в Шарль-де-Голль — вот там уже порядочно людей в масках. В самолёте в Россию в масках уже половина. Прилетаем в терминал F в Москву: нас встречает сан. бригада, краткая анкета, и вопрос: «Живёшь в Москве? Нет — свободен».

Ах, да, по поводу Питера. Естественно, на карантин нас никто не посадил, в Питере обязательной самоизоляции нет. А вот в вузе, где я учусь и работаю, есть требование на протяжении 14 дней сидеть дома с ежедневными осмотрами врачом. И да, все занятия с понедельника будут проводиться дистанционно.

Увидеть Париж и улететь
Маринка
Точно знала, на что идёт
Мы не идиоты и точно знали, на что идём. Когда брали билеты и бронировали жильё, информация о вирусе уже была. Решили, что поедем во что бы то ни стало, а маршрут будем корректировать по ходу: оставили пространство для импровизаций. Допускали риск заражения и решили месяц после возвращения не видеться с родителями, а то и вовсе самоизолироваться. Лично мне вирусная эпидемия грозит потерей работы и временно лишит возможности путешествовать в привычном формате, так что уже нечего терять, надо пользоваться моментом, пока всё к чертям не закрыли.

План был такой:
1
Посмотреть Шотландию и Англию — откатать британскую визу (у моего друга она заканчивалась 18 марта, у меня — 18 апреля);
2
Переплыть Ла-Манш на пароме, заглянуть в Париж и уйти в Альпы;
3
Из Парижа взяли поезд в Шамони: надеялись увидеть Монблан, оттуда переехать в Италию и добраться до Маттерхорна;
4
Улететь в Питер: обратный билет взяли из Женевы.
Первой отвалилась Италия
Владельцы забронированных на airbnb апартаментов сами стали писать с просьбами отменить брони, т.к. у них всё закрыто, горнолыжные курорты стоят, им запретили выходить на улицы без особой нужды. Все деньги вернули.

Ну, не беда! Альпы большие, зайдём со стороны Франции и Швейцарии, Италию вычеркнули. Перед самым вылетом в UK в Пулково задержали рейс и высадили женщину, которая закашляла в самолёте. Было несколько пассажиров в масках и перчатках, остальные, как обычно, на авось.

Британия порадовала
Весна, солнце, всё цветёт, все спокойные и расслабленные, ни одного человека в маске. В общественных местах расклеены объявления о необходимости мыть руки не менее 20 секунд — только и всего. Гордая Шотландия, космополитичный Лондон, белые скалы Дувра, Ла-Манш — всё как по маслу!

Но во Франции сразу возникло напряжение
В порту Кале выяснилось, что въездной французский штамп нам должны были поставить с той стороны пролива, в Англии, но нет. Курортный город словно вымер: на улицах ни единого человека. Работает одна аптека, один супермаркет и пара табачных лавок. Всё остальное закрыто: магазины, офисы, отели… Полицейские на машине патрулируют, чтобы никто не выходил на улицу.

Окликнули нас:
— Парле ву франсе?
— Ноу, сорри, — замотали мы головами.


Они, ничуть не смущаясь, продолжили задавать вопросы на французском. Мы стали махать в сторону вокзала: «Трейн, Пари». Ответ их удовлетворил — уехали.

Мы дотопали до пустого жд вокзала, подключились к wi-fi и получили уведомление о том, что наш отель в Париже закрылся на карантин, а поезд Париж-Шамони отменён. Решили, что можем доехать до Парижа, улететь в Женеву и оттуда добраться до Шамони или в Берн. Проверили табло — все перелёты из Парижа в Швейцарию отменены. Всё выглядело так, словно Франция и правда закрыла границы. Англия показалась в тот момент единственным путем к отступлению, и мы вернулись в паромный терминал. Ближайший паром отходил через 15 минут.

Пытались продумать дальнейший план: нашли расписание автобусов Дувр-Лондон, отель рядом с Victoria station, посмотрели билеты на рейс Wizz Air, но внезапно столкнулись с очередным препятствием: британцы отказались пустить нас в страну, обосновав это тем, что одна из двух наших виз заканчивается завтра. Рейсы массово отменяются, и есть риск, что мы не успеем улететь. Это был шок. От растерянности я даже спросила имя офицера, добавив, что моя мама хочет знать, по чьей вине я умру во Франции. Вместо имени получила личный номер.

Обосновавшись в паромном терминале, где даже кипятка негде было попросить, мы использовали бесплатный wi-fi как средство спасения. Полезли на сайт посольства России во Франции, удивились тому, что именно сегодня оно закрылось. Написали на Whatsapp Ситуационно-кризисного центра для помощи возвращения россиян из-за границы — ответ не пришёл до сих пор. Позвонили на номер экстренной связи с посольством: там бодро ответили на русском, что Аэрофлот по-прежнему совершает регулярные рейсы, и МЧС примется за дело только в том случае, если Франция запретит и их.

Выход один — увидеть Париж и улететь.

Ближайший поезд из Кале в столицу на следующее утро, принялись искать ночлег. Написали владельцам жилья с airbnb, но они все оперативно ответили отказом. Сотрудники терминала уверяли, что не все отели закрыты, но не смогли назвать ни одного работающего. Пошли по городу смотреть лично. И таки да! Нашли бесстрашного араба, который пустил нас в довольно сносную комнату с горячей водой и wi-fi, даже скинул 24% — лишь бы остались.

Париж такой же пустынный, как и Кале. Всё закрыто, общественный транспорт не ходит, полицейские патрули. Поезд метро от Gare du Nord ехал до аэропорта без остановок и пустой. Но следующим ударом стали цены Аэрофлота, оставившего за собой монополию на перелёты между Россией и европейскими столицами. Билеты стоили от 33 до 238 тысяч российских рублей и на ближайшие дни были разобраны.

Выручила Белавиа. По словам родных, Беларусь по-прежнему оставалась открытой для всех, а Россия принимала своих граждан, откуда бы они ни прибыли. Бонусом была возможность улететь из Минска сразу в Питер, а не в Москву, которую вот-вот закроют на карантин. После приземления прямо в самолёте у каждого измерили температуру, повторив процедуру в здании аэропорта. Старший бортпроводник попросил тех, кто остаётся в Беларуси «на всё время», сдать «экзамен» на коронавирус. Думали, нас ждёт такой же в Пулково, но для пассажиров из Минска в Питере особо тёплый приём: никаких вопросов, никаких анализов! Лишь одинокая женщина с тепловизором на входе в аэропорт.

Взяли такси, водитель был без маски. Поинтересовалась, не боится ли заразиться. Ответил, что каждый раз после работы выпивает водки и закусывает луком и чесноком — верное средство от коронавируса! Пожелали ему крепкого здоровья на прощанье.

И вам того же!

Спасибо Брюкам за акции!
Отличная история о том, как мы никуда не уехали, но потратили кучу бабла
Дарья Коива
Рассказала самую грустную историю
Почти год назад были куплены билеты в Чили через Барселону. Взяли на двоих за какие-то 40к туда-обратно — спасибо Брюкам за акции. План был таков: летим до Барселоны с пересадками, чтобы ещё посмотреть другие города, проводим несколько дней в Барсе и оттуда летим в Чили. Из Сантьяго на следующий день вылетаем в Патагонию, а там уже на машине Чили-Аргентина-Чили. Начало путешествия должно было состояться 14 марта, но что-то пошло не так (все знают, что именно). Но мы с мужем упорные, к тому же ребята, с которыми мы планировали отдых, уже успели улететь в Чили и писали, что там всё нормально, и никто даже не слышал о слове «коронавирус».

Решили лететь
Даже зарегались на рейс, что, собственно, и помешало вернуть деньги. Вылет в субботу утром. В пятницу сели читать новости и вычитали, что все, кто пребывают из Испании, попадают на карантин в Чили. Нам эти новости не понравились. Позвонили в посольство РФ в Чили, там информацию подтвердили. Решили, что хрен с ними, с билетами — не летим и точка. Сели считать убытки: вышло примерно 130 к. Сильно прифигели и придумали план по обману системы, то есть решили просто не выходить из аэропорта в Барселоне. Да, несколько суток без сна, но зато мы добираемся до Чили, где всё хорошо, и можем ехать дальше как нормальные люди.

Так как мы уже пропустили свои рейсы до Барсы, покупаем новые билеты Аэрофлота, благо что в одну сторону. Вечером должны вылетать, а днем у мужа поднимается температура, слишком низкая для того, чтобы сбивать, но уже достаточная, чтобы отправили на карантин в Чили по прилете.

Плюнули на все и остались дома. Кстати, сразу после того, как самолёт улетел, температура спала. Возможно, поднялась она от нервов, потому что других симптомов не было, а из-за этой ебанины суматохи с закрытием границ и прочим, мы не спали толком уже несколько дней.

Выводы из всей истории такие:
1
Планирование заранее — не гарантия успеха;
2
Если что-то уже решил, надо придерживаться плана, иначе еще больше встрянешь;
3
Когда всё вокруг горит, лучше не лезть — целее будешь:)

Приезжай в следующий раз!
Не попал в Грузию:(
Месяц назад, ещё до всей этой движухи с вирусом в Европе, я полетел во Владикавказ, а там хотел сесть на такси и доехать до Тбилиси. Но перевал был закрыт: вроде лавина сошла, обещали вечером открыть. Гулял по городу, вечером выдвинулся в сторону границы.

Российский пост проходил минут 15, долго и дотошно спрашивали, зачем еду в Грузию, кем работаю, почему так часто покидаю территорию РФ, есть ли родственники за границей и прочее. Этот пост прошёл. Доезжаем до грузинского поста, подаю паспорт пограничнику, улыбаюсь, он улыбается в ответ, листает, видит, что стоит печать Верона/Венеция датированная декабрем 2019. Улыбка пропадает; начинаются расспросы о том, что я делал в Италии и т. д. Меня отправляют в отдельный кабинет, там сидят врачи в масках, начинают мерять мне температуру — 37.1. В целом это норм, когда прилетаешь из -10 в +20, плюс бессонная ночь, и организм даёт сбой, имя которому акклиматизация — так я пытался им объяснить.

Возвращаюсь из кабинета к пограничнику, тот говорит: «К сожалению, Грузия для вас закрыта». Дает бумагу с обоснованием и запретом на пересечение границы в течение 15 суток: «Приезжайте через две недели». К слову, в тот день не пустили еще около 60 человек. Ну что ж, развернулись и поехали обратно во Владикавказ. По дороге захожу в приложение Букинга и отменяю бронь; букинг сдирает 15к — ну, думаю, окей, хоть не всю сумму.

Через минут 20 звонит телефон, беру трубку: мужик с легким акцентом представляется хозяином отеля и любезно интересуется, почему я скипнул бронь. Вкратце рассказываю ему историю. «Ц-ц-ц, ну, не расстраивайся, приезжай в следующий раз, а сумму за отмену я тебе сейчас верну». Тут я подумал, что Грузия могла бы стать лучшей страной из моего списка.

Переночевал во Владикавказе, улетел первым утренним рейсом.

Потеряны:
1
Билеты Владикавказ–Санкт-Петербург;
2
Белый носок и зарядка от телефона в номере отеля;
3
Время.
Но это ещё не всё!
Истории, которые нам прислали после публикации статьи
Эта история началась 6 марта, а закончилась только 20 числа и, к счастью, закончилась хорошо.

6 марта. Лаппеенранта, Финляндия. Спокойно прохожу границу и направляюсь в Берлин. Следующие несколько дней всё спокойно, не считая небольшой информационной тревоги, которая с каждым днём все нарастает.

13 марта. Аэропорт Меммингена, Германия. Спокойно выпускают с территории страны, все предельно вежливы.

13 марта. Аэропорт Черногории. Двое на паспортном контроле — я с русским паспортом, молодой человек с немецким. Пропускают обоих, но его расспрашивают на порядок дольше: «Зачем приехали, где были, а Австрия близко от того места, где живете?!» На пограничниках нет даже защитных масок.

Сначала всё складывалось хорошо: солнце, тепло, полупустые отели, вкусная еда в ресторанах и террасах на пустынных набережных. Тогда ещё, первые два дня, иностранцев было довольно много. В Которе, на самой вершине знаменитой крепости, слышалась английская, немецкая и русская речь. Люди неспешно пили свой капучино за столиками в кафе и в целом наслаждались жизнью.

Спустя 4 дня всё кардинально изменилось.

Так вышло, что я стала одним из тех пассажиров, чей рейс первым не выпустили из Черногории.

15 марта власти Черногории ввели жёсткие санитарные нормы, связанные, конечно, с коронавирусной инфекцией. Узнали мы об этом за ужином, когда хозяин ресторана, решив попрактиковать свой русский, пожаловался, что не знает, как теперь выживать.

В общем-то, отправляясь в это путешествие, я знала, к чему готовиться, но была уверена, что ограничения могут затронуть только первую его часть — немецкую. На тот момент в Германии, а в частности в Баварии, где мы жили, было зарегистрировано несколько случаев заболевания. В Черногории же на тот момент — ни одного. Такая вот «чистая» страна.

16 марта молодой человек совершенно спокойно улетает домой обратно в Германию; никаких лишних вопросов ни на одной из границ, самолёт по расписанию. Я регистрируюсь на свой завтрашний рейс «Победы» из Тивата и выхожу на прогулку.

За сутки всё изменилось до неузнаваемости. Вокруг становится слишком много людей в масках, все рестораны, магазины (кроме продуктовых и аптек) закрыты, судя по количеству местных детей и подростков — сады и школы тоже. В продуктовый пускают по трое, на улице стоит человек, регулирующий поток. Появилось много обеспокоенных лиц.

Вернулась в отель, стала искать информацию: на сайте посольства сказано лишь то, что ведены повышенные санитарные требования к населению и карантин для учебных учреждений.

Далее ситуация развивалась очень стремительно и жёстко.

17 марта с утра я доезжаю на такси до аэропорта. Он закрыт, перед ним толпа людей. Все что-то взволнованно обсуждают. Спрашиваю, что именно. Рейс отменён, информации никакой нет. Пассажиры «Победы» и «Аэрофлота». Мы создаём общий чат, в нем быстро набирается 200 человек с вылетами 17 и 18 марта. Спустя четыре часа к нам выходит представитель аэропорта и объявляет, что рейса точно не будет, потому что в два часа ночи президент Черногории подписал указ о полном закрытии всех границ государства.

Мы в полном недоумении. «Ну, ладно, бывает, разберутся» — думаем мы. Звоним в отели, и тут начинается самое интересное: нам везде ОТКАЗЫВАЮТ. С сегодняшнего дня вступает в силу постановление о том, что туристов у себя селить нельзя, иначе — огромные штрафы. Отели и рады бы помочь, но боятся неподъёмных счетов.

Мы пытаемся успокоиться. Мальчик из аэропорта начинает формировать списки на заселение и трансфер хотя бы куда-нибудь. Около 100 человек остаётся на улице.

Когда мы поняли, что ловить нечего, пришлось кучковаться и организовываться самим: у кого родственники, у кого непугливые хозяева апартаментов или знакомые, которые готовы нам предоставить крышу над головой (разумеется, не бесплатно). В течение часа мы рассасываемся по всей территории Черногории. Большая часть людей остаётся в Тивате и Будве. Мы не знаем, когда наш рейс, и что вообще происходит.

Чатик не затыкается с самого утра. «Победа» усиленно пишет, что решает вопрос с правительством Черногории. Ну как решает, ведутся переговоры на уровне правительств двух стран. Так проходят 12 часов.

В аэропорт наконец приезжает консул, привозит печеньки и воду. И на том спасибо! Особо самоотверженные ведут активные переговоры со СМИ, дело получает широкую огласку, нас показывают по первому каналу.

Вечером дают одно разрешение на вылет, но исключительно «Аэрофлоту». Аэропорт предоставляет трансфер из Тивата: такси и общественный транспорт с сегодняшнего дня не работают, все бегают по частникам, которые просят неподъёмных денег. К аэропорту приезжают порядка 140 человек: 50 пассажиров «Аэрофлота», а остальные просто в надежде улететь. После пятичасового ожидания уже в Подгорице улетают все, так как подали большой борт на 180 мест.

Между тем ситуация с клиентами «Победы» и S7 так и не решена. К 23 часам становятся понятно, что ловить нечего, разрашения не получены, и можно наконец поспать.

К тому моменту на улицах Будвы замечены люди с огромными сумками продуктов, в супермаркете нарисованы линии, где должен стоять каждый покупатель перед кассой, все в масках и перчатках. Мужчины здороваются локоточками (наблюдать это, как минимум, забавно).

18 марта.
Ночью приходит первая (из трёх) маршрутных квитаций на посадку на рейс — ура, в 13:30 мы все улетим! Через два часа время вылета меняется на 21:50. Ещё через 6 часов — вам показалось, ваш рейс вылетает в 18:50. Все судорожно ищут трансфер либо до аэропорта Тивата, либо напрямую в Подгорицу. Мне повезло, мир не без добрых людей, и я поехала в аэропорт абсолютно бесплатно с милым черногорцем и его друзьями, которые решили почистить карму:)

Ещё четыре часа ожидания перед дверью аэропорта, и вот я следующая по списку! Списки оглашают по громкоговорителю; в этот раз приезжают люди с вылетами в 21, 22 и даже в 23 часа — все хотят вернуться домой и не теряют надежду, что получится «как вчера».

И вдруг перед моим носом дверь закрывается: самолёт переполнен, ждите рейса в 21:50. Сил нет, я начинаю выходить из себя. И тут происходит чудо: двое из списка не явились! Я хватаю стоящего рядом мужчину, очень страдающего по поводу того, что он и его супруга летят с пересадкой, но она в самолете, а его не пустили. Мы влетаем на стойку регистрации: багаж с собой, в тикете у обоих нулевое место.

Это был мой первый рейс, во время которого у нас не отбирали воду, а при взлёте не зачитывали инструкцию по безопасности. Все бортпроводники были максимально услужливы и доброжелательны. На рейс, вылетавший в 21:50, не удалось посадить всех желающих, но на следующий день «Аэрофлот» пообещал прислать борт на 180 человек. Кажется, все выберутся.

Надеюсь, эта эпидемия скоро закончится, и мы с вами снова сможем путешествовать и изучать новые города и страны, но уже без стресса и паники. Наша история — это история сотрудничества и поддержки, которую люди оказывали и продолжают оказывать друг другу, даже вернувшись на родину. Ведь так просто оставаться людьми!
Рассказала Надин Романова

Мы хотели поехать в Италию с 11 по 20 марта. Верона-Венеция-Флоренция.

Первый раз услышала о вирусе в Италии примерно 23−24 февраля.
Решили подождать, посмотреть, как будут развиваться события. К концу недели уже всё стало очень сложно на севере Италии, и мы решили не ехать. Жалко, конечно, было денег: билеты на самолет невозвратные, срок бесплатной отмены бронирования давно прошел… Бронировали через Букинг.

Я сама написала в Венецию, попросила уменьшить штраф за отмену бронирования. Отказали. Сказали, что денег вернуть не могут. Тем временем отменили наш рейс в Верону, и авиакомпания очень быстро вернула деньги за невозвратный рейс. Приободрились. Во Флоренцию я написала более жалостливое письмо, мол, рейс отменили, мол, по возвращении возможно посадят в карантин, и вообще… К нашей радости, они сразу же предложили уменьшить штраф со 100% до 30%. Договорились к обоюдному удовольствию.

Я воодушевилась и снова написала в Венецию. Они всё равно денег возвращать не захотели, но предложили перенести даты. Затем переписка заглохла. Неприятно, но решили плюнуть, не париться. Ничего, типа, не поделаешь, издержки.

И тут, ТА-ДАМ!, Букинг написал, что хотят вернуть деньги за Флоренцию. А потом ещё дважды звонили менеджеры из Букинга. Платеж во Флоренцию прошёл как-то по другим каналам, и они просили прислать платежные документы. Я сказала, что меня намного больше беспокоит Венеция, которая получила полную предоплату и не уступает, а с Флоренцией мы договорились, и я ничего менять не хочу: хозяева повели себя нормально, пошли нам навстречу. Поэтому пусть всё останется как есть — мы все в этой ситуации несем убытки. Менеджер сильно удивился, сказал, что с таким ещё не встречался, и нам гарантирован очень тёплый прием в этих апартаментах во Флоренции, когда мы сможем туда приехать.

Деньги за Венецию, благодаря Букингу, вернули очень быстро. Да и сумма 320 евро не самая маленькая. А я в душе тихонько позлорадствовала — не фиг было жадиться!

Так что я теперь уважаю Букинг и авиакомпанию S7. Они сработали очень чётко.
Рассказала Наталья Маслова

18−27 марта. Билеты катарцами Мск-Сейшелы-Мск со стыковками в Дохе. По дороге туда пересадка сутки, был забронирован стоповер.

16 марта — Катар закрыт, письмо на почту об отмене стоповера. Пишут, что вернут деньги.

17 марта — ответ от представительства Катара о том, что транзитные рейсы сохраняются, но по моему желанию могут дать ваучер (не нужен) или изменить даты (с доплатой).

18 марта в 22:30 собирается консилиум на стойке регистрации: на Сейшелы транзитом можно, летим, деньги не вернём, вот вам посадочные, всё ок.

19 марта все сутки в транзитной зоне Дохи (стоповер в Гранд Хаяте помахал рукой), регулярно узнаю на стойке, всё ли ок с билетами.

20 марта в 2:30 утра вылетаем на острова. В самолёте 17 человек, шесть из них русские.

На Сейшелы нас не пустили. Оказалось, что 16 марта была выпущена бумага о запрете въезда гражданам Европы с 18.03, о которой почему-то никто не знает, и почему-то Россия — это Европа.

Консул — карантин на футбольной базе — вечерний вылет обратно в Катар — снова спим в аэропорту и отправляемся в Мск.

Теперь катарцы считают, что билеты использованы, и всё хорошо, а рейсы в закрытую страну им отменять было не нужно, и деньги за билеты возвращать, видимо, тоже.

Итог: 35 часов в аэропортах, 22 часа в небе, 8 часов на Сейшелах:)
Рассказала Елена Киндрашина

Я продумал поездку на Кабо-Верде давно, где-то за год. Почему туда? Нравится мне эта страна, такая маленькая Португалия с африканским колоритом.

Планировал:
1
походить по горам Санту-Антан;
2
закупиться ракушками на Сале;
3
походить по пескам Боавишты.
Удалось осуществить только первую часть плана.

Я летел на Санту-Антан через Лиссабон, пересадка была 14 марта. В этот раз я не узнал город. Туристов в три раза меньше обычного, не работали основные музеи, но на улицах было относительно многолюдно, и маски носили только азиаты.

15 марта, перелет на Сан-Висенте. В самолёте было много свободных мест, но были туристы с детьми, и ничего не предвещало катастрофы.

На Сан-Висенте знали о короне: на таможне ходили люди в масках, висели плакаты о вирусе, но всё закончилось после её прохождения — было тепло, вокруг гуляли креолы, звучала музыка и танцы.

16 марта я на пароме добрался до острова Санту-Антан и окунулся в любимые горы — сходил в самостоятельный поход на 16 км. И тут стало понятно, что всё изменилось: дети, ранее с уважением приветствующие тебя и ожидающие сладкого, в этот раз убегали от белого человека с прикрытыми тряпками ртами и кричали «Вирус!».

Вечером на базе трепался с группой из Франции: те беспокоились, как добраться домой. На высоте 2 000 м. интернет был очень плохой, я не смог разобраться в ситуации и отложил всё на потом.

17 марта ходил в поход с гидом. Где-то в полдень он прочитал в новостях, что премьер-министр решил отменить все авиаперелёты — это звучит дико для страны, которая живёт исключительно за счёт туристов. Я начал беспокоится. Вечером французы уехали с базы: сказали, что всё плохо. Опять же, в африканской глуши высоко в горах не поймёшь, что и как на самом деле происходит.

18 марта спускаюсь на маршрутке с горы. Захожу в интернет и офигеваю: последний рейс улетает из Кабо-Верде в Португалию сегодня вечером, а дальше всё отменено, билетов нет. Покупаю билет за 140 тыс. (скорее всего, рублей — прим. ред) — официальная цена, вдобавок прыгает курс. Местными авиалиниями долетаю до острова Сал, откуда должен улетать рейс до Лиссабона. Самолёт задерживают на три часа, я весь на нервах, ведь времени на пересадку впритык.

Параллельно делаю отмены броней и экскурсий: кто-то соглашается, кто-то нет, теряю какие-то деньги — это уже не важно.

TAP Portugal подаёт Airbus максимальной комплектации по загрузке, молодцы. Салон забит людьми: это последний самолёт с островов в цивилизацию.

В ночь с 18 на 19 марта прилетаю в Лиссабон. Город не узнать — карантин. Всё закрыто, работают только аптеки, ездит полиция. В гостинице на 70 номеров только два занятых. И так везде: туристы, и вообще люди исчезли с улиц.

19 марта целый день ищу билеты в Россию. Португальцы и «Аэрофлот» уже не летают, надо выбираться окольными путями. Поисковики показывают «живые» билеты на отменённые рейсы. Прорабатываю варианты добраться через Афины, но греки молчат, а по слухам Афины закрыты. Брюссель — билеты есть, но через твиттер авиакомпания сообщает, что они уже не летают. Париж — откровенно страшно лететь через CDG, Амстердам — рейсы KLM из Лиссабона или отменены, или билетов нет.

Официальная эвакуация русских из Португалии только в конце марта. Решаю не ждать. Лиссабон сейчас — это город из фильма про зомби и последствий апокалипсиса. Вспоминаю о дочке KLM, Transavia — предпоследний их рейс из Лиссабона в Амстердам летит 20 марта. Покупаю последние билеты за 400 евро до Амстердама, оттуда «Аэрофлотом».

20 марта трясусь, что отменят рейс из Лиссабона, но происходит всего лишь небольшая задержка. По прилёте капитан прощается: «Надеюсь, встретимся с вами в апреле!»
Самолёт в Москву; здравствуй, самоизоляция, я тебе рад;)

Рассказал Кирилл Звягин

А я обогнала и перегнала коронавирус!

Сначала каталась на лыжах в Италии, и тут вирус меня обыграл: закрыли все подъемники и границы. Поездка была запланирована на неделю, но в целом четырех дней для Доломитовых Альп тоже достаточно.

Я не отчаялась и всё-таки решила докататься во что бы то ни стало — просто уехала в Австрию прямо на лыжах! На самом деле на машине через маленькую дорогу, так как въезд в Австрию был закрыт. На деньги, которые вернули за 5-звездочную гостиницу в Италии, смогла снять комнату без душа на три ночи рядом с австрийским курортом.

Нормально покаталась три дня, потом закрыли подъемники и тут. Дальше осталось только возвращаться домой в Германию — я учусь в Мюнхене. К тому моменту уже проскальзывали новости о закрытии границ, но, опять же, в последний вечер, уже после объявления о закрытии границ, я возвращаюсь в родной Мюнхен.

Правда, он оказался не таким уж и родным в карантинных условиях. Работы нет, каждый следующий день появляются всё более «интересные» новости о ситуации в Германии и надвигающихся карантинных мерах. В понедельник утром сообщают о введении ЧП. Перспектива сидеть месяц дома без семьи и без работы (а главное, без пианино) выглядела весьма сомнительной. И тут я понимаю, что пора валить уже совсем домой — в Питер.

Ехать через Москву, зная о том, что творится в Коммунарке, желания не было. В течение пяти минут ищу, какие границы с Россией ещё открыты — на тот момент осталась одна Финляндия. Покупаю два билета: сначала Мюнхен-Стокгольм, потом Стокгольм-Хельсинки с короткой пересадкой — за всё вместе получилось 100 евро.

По прилёте в Стокгольм гипнотизирую табло вылетов: рейс в Хельсинки оказывается практически единственным не отменённым. Дальше стандартно: Lux Express. На границе один вопрос: «Где постоянно проживаете?» и никаких рекомендаций по самоизоляции. Так что теперь я в Питере, и готова заражать вас всех коронавирусом. Шутка! Я сознательный гражданин, и самоизолировалась, но здесь хотя бы вместе с мамочкой, которая делает мне котлетки и радуется, что я здорова.
Рассказала Ксюша Шор

Я придумал смотаться в Европу, но собак оставить было не с кем, поэтому мы решили взять их с собой. В моих планах это выглядело, если не замечательно, то хотя бы приемлемо. И вот 8 марта мы прыгнули в машину и помчали из России в Германию через Польшу. Спустя неделю стало понятно, что я «подарил» любимой поездку в очаг пандемии.

Если не считать адских очередей на границе Германии и Польши, внешне было трудно понять, что происходит что-то глобальное и неконтролируемое. В магазинах Берлина несколько пустых полок, но трэша и паники нет. И всё же спустя неделю мы поняли, что нужно возвращаться, хотя очень не хотелось.

16 марта мы поехали на границу с Польшей, так как были уверены, что вернемся тем же маршрутом, каким приехали, но интернет уже говорил об обратном. Километров за 15 до погранперехода началась пробка, и за 18 часов мы проехали расстояние в 10 км. В очереди стояли ребята из Беларуси и Украины, мы держали с ними связь. Утром украинцев развернули, и мы убедились, что шансы на успешный переход польской границы исчезли. Отстояли несколько часов до развязки, чтобы развернуться, и снова отправились в Берлин.
Пока стояли в пробке, над нами летал полицейский вертолёт: видимо, оценивал масштабы коллапса. По нашим оценкам пробка растянулась километров на 40; позже в новостях звучали цифры в 90 км.
Изначально я не хотел обращаться в наше посольство, так как примерно понимал, каким будет ответ, но масла в огонь подлил знакомый: он написал, что днём ранее ребята из Казахстана получили разрешение и прошли Польшу.

Примчались мы в посольство РФ в Берлине — большое такое, красивое здание, — а там всё закрыто уже с 16 марта. Позвонили по телефону дежурному, чей контакт был указал на информ.листе. Дежурный, зевая, предложил выбираться самолётом или паромом через Швецию в Финляндию, но никаких гарантий, что Финляндия нас пропустит, не дал. Практически посоветовал пользоваться официальными источниками для самоспасения — гуглом!

У меня возник вопрос: а для чего вообще нужны эти люди из посольства? По телевизору сообщают о помощи туристам, о составлении списков граждан, но нас даже не спросили, кто мы и откуда, а когда закончились деньги на телефоне, то и перезванивать никто не стал.

Нет, помощи от сотрудников посольства я даже не ждал, к тому же есть масса историй о том, как люди, оказавшиеся в подобной ситуации в разных странах, также получали щелчок по носу от МИДа РФ.

Но ведь кто-то по-настоящему нуждается в помощи…

Решено было возвращаться в Россию самолётом. В общем-то других вариантов и не оставалось. Для того, чтобы вылететь, нужно было оставить машину, купить переноски для собак и, собственно, сами билеты. Деньги есть, интернет есть, а купить билет не могу, потому что перевозку собак надо согласовывать, а на сайте этой информации нет: только телефоны для связи, но на немецком языке.

В общем, мы немножко загрустили. В целом ситуация далеко не критическая, но в тот момент мы не могли реализовать наш план ни по одному пункту.

Наша подруга из России кинула клич о нашей ситуации в ФБ, и совершенно незнакомые люди стали нам предлагать помощь, переживали за нас. В тот момент было сложно сформулировать, что нам нужно: в голове какой-то комок мыслей. В конце концов мы немного пришли в себя и через систему шести рукопожатий воспользовались контактом человека, живущего в Берлине — он-то нас и спас! Машину можно было бесплатно и безопасно оставить у него во дворе, он же позвонил в аэропорт и всё выяснил. Также поехал с нами за билетами, был и гидом, и переводчиком. Честно сказать, в берлинском аэропорту мы бы вряд ли справились. Одним словом — ангел-хранитель!

Другие всерьёз озадачились поиском жилья для нас. Эта забота незнакомых людей зарядила хорошим настроем.

Для перевозки собак билеты нужно брать не ранее, чем за 72 часа, и мы смогли купить их только на 24 марта. И если раньше они стоили тысяч 16 рублей, то на момент покупки — 26, а сейчас ещё дороже. Это к новости о том, что «„Аэрофлот“ не поднимает цены на билеты».

В итоге: у нас есть, где оставить машину, куплены билеты и переноски для собак. Мы живём в кампусе университета на краю Берлина. Надеюсь, что придет время, и я смогу без проблем вернуться за машиной.

Удивительно, как много приходится прилагать усилий, чтобы вернуться в свою страну, которая положила огромный болт на своих граждан. И на тех, кто в стране, и на тех, кто снаружи.

Ещё раз хочу сердечно поблагодарить знакомых и абсолютно незнакомых, ставших в одночасье практически родными, людей.

Всем добра!

История от Дмитрия, автора канала Googleмобиль
И напоследок
Раз уж всё равно все возле коронавируса, то, наверное, многие читали, что в некоторых странах ЕС введён общий карантин, когда можно выйти только за продуктами в магазин, в аптеку, в банк и… для выгула собак.

Так вот, в Италии и Франции оперативно нашлись люди, которые предложили арендовать пёселей тем, у кого их нет, но кому очень хочется на законных основаниях погулять снаружи. Расценки есть и по суткам, и по неделям — около 70−80 € за семь дней. По этой причине уже появилось множество мемов про то, что настали времена, когда пёсели, мечтающие, чтобы кто-то поиграл с ними на улице, стали прятаться от назойливого желания хозяев с ними погулять.

Прислала подруга из Испании. Говорит, и сама пугает своего пёсика тем, что сдаст его в аренду.
История от нашего подписчика
Вирус вирусом, а доброту никто не отменял! Знаешь милую историю, связанную с короной?

Делись с нами на blogvandrouki@ya.ru
Недорогое жилье в путешествии
Отели для путешествия лучше искать через сервис HotelsCombined.com или Booking.com, а еще дешевле можно снять апартаменты через Airbnb.ru.
Выбрать страховку
Выбрать страховку для путешествия очень просто и дешево через Черепаху!
Получай информацию первым
Подпишись на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или Twitter. Информация об акциях появляется в них с публикацией на основном сайте :)
Акции, скидки и распродажи
Самые классные акции и скидки на билеты на нашем сайте. Если ты из Беларуси, заходи сюда, украинцам будет интереснее здесь, а если ты из Центральной Азии — вот сайт для тебя.
Дешевые авиабилеты
Билеты на самолет покупаем у авиасала, скайпсканнера, а также на сайтах лоукостов.