Очень плохой путеводитель:
23 ОКТЯБРЯ 2019
почему НЕ надо зимовать на Бали
По версии известного среди путешественников сайта, Бали давно занял первые позиции в списке лучших мест для удаленной работы. Большая часть нашей редакции с этим не согласна, да и с прошлого зимнего сезона по сети пронесся легкий, но уверенный шепоток: Бали — не самое сказочное место, по крайней мере для длительного проживания и работы онлайн. Основываясь на личном опыте сразу нескольких людей, попытаюсь объяснить, почему тебе точно не нужно туда ехать.
Текст: Полина Головчинер

Наши эксперты:
Ксения
Тревелер, жила на Бали два месяца, о чем сильно жалеет
Андрей
Основатель самого полезного инстаграм-аккаунта и путешественник, посетил больше 110 стран. Был на Бали не один раз.
Алиса
Человек-приключение, любитель серфинга, провела на Бали больше месяца
Влад
Очень странный админ Вандруки и диджитал-кочевник со стажем. Жил на Бали дольше, чем хотелось бы.
Я думаю, что Бали — это место для людей, которые боятся себе признаться, что им будет хорошо и в Крыму, и в Анталии.
О работе
Совершенно непонятно, чем руководствовались первые диджитал-переселенцы, выбирая Бали в качестве места номер один для удаленной работы. Интернет здесь, мягко говоря, плохой. Легенда гласит, что достойная скорость соединения на острове существует, и иногда хороший вай-фай прячется в неочевидных гестхаусах и придорожных кафешках, но сам факт того, что интернет для работы приходится искать, очень расстраивает. В том же Таиланде, уже не таком популярном среди удаленщиков, качество связи значительно выигрывает у балийского, и даже во Вьетнаме возникает меньше проблем с подключением к сети.

Ситуация с мобильным интернетом еще печальнее. Купить сим-карту нетрудно: продаются они на каждом шагу, и даже паспорт для оформления не нужен. Только вот туристическая цена на симку стартует от 700 рублей (10 €) за 9 Гб, что для Азии очень дорого. К тому же большая часть трафика распределена очень хитрым и понятным разве что самому оператору образом: по факту за эти деньги ты получаешь только полтора гигабайта рабочего интернета.

Кстати, для местных сим карта с тем же объемом данных обойдется в два раза дешевле: всего 320 рублей (4,5 €). Во-первых, по новому закону сим карту можно оформлять только на индонезийский паспорт, поэтому в стоимость карт для туристов уже заложена дополнительная сумма за оформление ее на левого человека. Во-вторых, не обходится без дополнительной комиссии по туристическому признаку. Так что если мы припозднились со статьей, и ты читаешь ее с Бали, то при наличии знакомого балийца, готового оформить симку на себя, сможешь сэкономить хотя бы на этом.
Плохой интернет — главная, но не единственная помеха удаленной работе. Этот пункт очень субъективный, но лично мне работать мешала перманентная жара. Нет ничего профессионального в том, чтобы каждую секунду думать исключительно о прохладном бассейне. Спасают кондиционеры, но, как и везде в Азии, на Бали действует негласный закон: чем прохладнее в заведении, тем дороже в нем находиться. До сингапурских технологий здесь еще далеко, поэтому на улице кондиционеры не предусмотрены, а выходить наружу все-таки приходится хотя бы за едой. После одной поездки на байке, домой мы возвращались в состоянии прожарки medium well, и потом еще очень долго не могли охладиться и прийти в себя.
И вот мы плавно добрались до следующего пункта:
Сложности перемещений
Минус в том, что если ты не водишь байк, то на Бали можно вообще не ехать.
Саша, провела на Бали 10 дней и осталась очень довольна
Общественный транспорт на острове условно существует, но даже местные пользуются им крайне редко, так как это и дольше, и дороже, чем поездка на байке. Ситуация с такси еще хуже: местная мафия всеми силами противостоит сервисам фиксированной платы, так что вызвать здесь Граб (=Убер)  — настоящий квест. Есть вариант велосипеда, но он подходит только в том случае, если ты не планируешь кататься далеко. Так что без личного транспорта на острове будет совсем тяжко.
Мне не понравилось, что нет никакой возможности добраться до интересных мест, кроме как на такси: остров большой, красивые места друг от друга находятся на приличном расстоянии, а движение жуткое, дороги кошмарные, по ним сложно передвигаться. И мафия таксистов убивала: ты не можешь заказать Grab, чтобы уехать из какого-то популярного места, а должен переплачивать местным водилам. На своем байке проще, да и аренда там стоит копейки, но при воспоминании об этих ужасных дорогах садиться за руль не хочется.
Лера, не решилась сесть за байк на Бали даже со вьетнамским опытом вождения
Со своим транспортом ситуация обстоит не намного лучше.

Индонезия безбожно перенаселена, и хотя ситуация на Бали обстоит чуть лучше, чем на других крупных островах, людей здесь все равно проживает намного больше, чем это было задумано изначально.

Ездить на машине — ок, потому что в ней есть кондиционер и крыша, спасающая от солнца, но продолжительность поездки начисто затмевает эти плюсы. Узкие дороги, вдоль которых через 500 метров припаркованы грузовики и ларьки с едой, перекрытые из-за церемоний улицы, постоянные пробки, по-азиатски мудро продуманная система регулирования — ничто из этого не способствует быстрому движению, поэтому 30 км дороги здесь часто растягиваются на два часа.

Абсолютное большинство людей, как местных так и приезжих, предпочитают машине мотобайки: с ними перемещаться по острову получается значительно быстрее, ведь можно объезжать пробки по встречке, обочинам и тротуарам, которые все равно никогда не используются по назначению: пешком здесь почти не ходят. И все же мотобайк на Бали — это совсем не про комфорт.
Водить мотобайк на Бали — это как ходить в общественный туалет по большому: постоянный дискомфорт, стресс и риск. Причем пугает не только адский трафик и стиль вождения индонезийцев: я водил байк в разных азиатских странах, но никогда не видел стольких аварий с иностранцами в главной роли. Они снимают байки за копейки, пьют как в последний раз, а потом пытаются везти себя домой, и часто неудачно. На Бали риск стать жертвой чьей-то безрассудности слишком высок.
Да, получается быстрее, чем на машине, но уж очень утомительно, особенно в южной части острова. Лавировать между машин и вонючих грузовиков, пытаясь обогнать пробки, объезжать ямы, резко тормозить перед выскакивающими на дорогу собаками и людьми, стоять на светофорах под палящим солнцем, задыхаться от пыли и выхлопных газов — чтобы сохранять спокойствие в таком движении, нужно быть либо индонезийцем, либо Буддой. 37 км от дома до аэропорта мы проезжали за полтора часа, и этого вполне хватало, чтобы по приезде начать ненавидеть всех участников дорожного движения, включая друг друга.

Насладиться свободой, которую дарит вождение хорошего байка, можно только в приличном удалении от крупных городов и туристических локаций. Север, восток и запад острова не так многолюдны, поэтому больше неудобств доставляют ямы на дорогах, чем другие водители. Иногда в тех краях нам даже удавалось разогнаться — на пару минут, до очередной метровой ямы или лихо выскочившего из-за поворота изирайдера.

Кроме стресса в поездку на байке включены и другие бонусы: солнечные ожоги, если забыл намазать какой-либо участок кожи кремом, затекшие части тела (все) и, что бесит больше всего — чудовищное количество пыли на лице, в волосах, одежде.

Делаем вывод:
На Бали очень грязно
Я пыталась понять, почему люди преодолевают 9 000 км для того, чтобы постигнуть дзен и слиться с природой: возможно, это какой-то новый способ просветления — сидеть на горе мусора, вдыхая выхлопные газы, и слушать громкие разговоры китайцев. Иногда мне кажется, что продвижением острова занимался Говард Шульц, потому что так мастерски наебать людей нужно еще уметь.

Балийцы так заботятся о своей экологии, что в сетевых фуд-маркетах гордо указывают на табличку «no plastic», но стоит отойти на два шага в сторону, и тебе на местном рынке упакуют каждый браслетик с ракушками в отдельный пакет. Двойные стандарты? Я училась серфу в Куте и сполна оценила экологичность балийцев, когда, будучи в океане, сперва запуталась в пачке из-под сосисок, а потом наступила на пластиковый стакан.
Еще до того, как снова оказаться на острове, мы наткнулись на занятную статью о сказочности местных пляжей. Несовпадение шаблона в голове с реальностью сильно триггерит туристов, но мусор на пляжах — далеко не единственная проблема острова. Да, Бали — самый продвинутый в плане экологии остров в стране, но это все еще Индонезия: именно с соседних островов к балийским берегам море приносит тонны пластика. Проблема в том, что грязные на Бали не только пляжи и улицы.
Грета Тунберг не замедлила бы с речью, доведись ей протереть лицо салфеткой после десятиминутной поездки по Бали на байке: очевидно, в этом воздухе скопились не только пыль и выхлопные газы, но и все грехи тех, кто украл наше детство — настолько беспросветно-черна налипающая на кожу грязь. Ни очки, ни маски не спасают от пыли, которую приходится буквально выплакивать из глаз и выкашливать из легких.

Я не эксперт в экологии, но почему-то ни в одной азиатской стране — а водили байк мы почти в каждой, включая безумный Вьетнам — не сталкивалась с такой проблемой.

И вот мы добрались до сути:
Бали жутко перенаселен
Пожалуй, это основная проблема острова, из которой вытекают все остальные. Туристы едут на Бали, потому что так принято, индонезийцы с остальных островов страны едут на Бали за деньгами туристов. Основной движ происходит на юге, в «цивилизованных» районах — Чангу, Семиньяк, Джимбаран, Улувату. В результате узкие улицы разрываются от напора машин, автобусов и байков, а нежные рисовые поля — одна из важнейших ценностей как для местных, так и туристов — с каждым годом уменьшаются от застройки, которая накатывает на них похлеще пластика из океана.

На этом фоне особо контрастно выглядят спокойные северные, восточные и  западные регионы острова. Живут там, в основном, местные, ставшие местными туристы и редкие отдыхающие — вдалеке от туристических районов почти нет привычной нам инфраструктуры.

Для удаленной работы эти регионы не подходят не только потому, что в радиусе 30 км нет европеизированных заведений или больших супермаркетов. Если вопрос с едой еще можно как-то решить, то отсутствие нормального интернета, а иногда и просто связи — проблема посерьезнее. Возможно, в ближайшие пару лет экспатам и туристам станет совсем тесно, и тогда цивилизация захватит и эти части острова, но пока до этого далеко: хочется верить, что отсутствие нужной европейцам инфраструктуры, комфортных дорог, чистого моря и языковой барьер и дальше будут сдерживать распространение туристов по острову.

На этой ноте статью можно было бы закончить, придя к логичному заключению: не надо ехать на Бали хотя бы потому, что острову явно нужно отдохнуть от безбожного напора людей. Для закрепления эффекта кратко расскажу о других мелочах, скрывающихся за красивой оберткой.
О деньгах и еде
Немного о еде: да, это действительно стоит того — приехать сюда, чтобы попробовать очень популярное местное блюдо mie goreng. Кстати, это заваренный доширак с обжаренными овощами.
Туристический Бали — один из самых дорогих регионов ЮВА. Средний чек в обычном хипстерском заведении острова сравним с рестораном высокого уровня в каком-нибудь Ханое. Просто приведу в пример выдержку из меню одного из самых популярных мест в Чангу (читай: то, что может себе позволить большинство приезжих). Розовым отметила стоимость в рублях:
Конкретно в этом заведении налог в размере 15,5% уже включен в счет, а вот в подавляющем большинстве других мест — нет, что при оплате становится неприятным сюрпризом для тех, кто об этом не знает.
Цены вполне столичные. Да, здесь есть морепродукты, но, поверь, их себестоимость в Индонезии не выше, чем в остальных азиатских странах. На западе острова обед из пяти блюд в сифуд-кафе для местных обошелся нам в 500 рублей (7 евро) — это и рыба, и моллюски, и прочие морские радости.

Разумеется, можно (и нужно) искать заведения дешевле, но сделать это будет непросто. Например, кафешка, о которой я написала выше, находится в двух часах езды от туристического центра, не отмечена на картах, и без местной подружки мы бы никогда ее не нашли. К тому же история «я буду питаться только у местных, это дешево и именно то, ради чего надо ехать в другую страну» на Бали заканчивается спустя максимум месяц: индонезийская кухня даже близко не стояла с разнообразием блюд Таиланда или Вьетнама, где действительно можно ежедневно трапезничать у местных и ни разу не повториться в блюдах.
Найти вкусную кафешку на Бали — тот еще аттракцион. Рейтинг заведения на Google maps или Tripadvisor далеко не всегда отражает истину: в этом бизнесе все происходит стихийно и сильно зависит от настроения персонала, свежести продуктов, положения звезд и других факторов. В месте с высоким рейтингом именно тебе могут принести порцию в три раза меньше стандартной, так как твое лицо не понравилось повару, а с качеством и количеством еды тебе может не повезти даже в тех местах, где ты бывал уже не раз.
Стоимость жилья здесь все еще держатся в азиатских рамках: если искать заранее, то вполне реально снять хороший дом/виллу или комнату в гесте за адекватные деньги. Радует стоимость бензина, как и цены на аренду мотобайков, особенно если знать места, где их снимать. Но на этом радости заканчиваются. Поход на балийский рынок без местного друга или хотя бы знания языка заканчивается тем, что тратишь ты больше, чем в супермаркетах для белых. В этих островках стабильных цен по умолчанию включен налог на то, что тебя не смогут обсчитать, зато здесь можно купить почти любые импортные продукты, включая безглютеновый хлеб, соевое молоко и все что угодно с приставкой bio — на Бали знают толк в клиентоориентированности.
Фрукты, особенно несчастные бананы, что растут везде, на Бали стоят дороже, чем в других азиатских странах. Бутылка самого простецкого пива за 50 000 рупий (3 €)… Я уж молчу про вино, от которого пришлось и вовсе отказаться.
Цены на алкоголь — отдельная боль для тех, кто не успел постичь дзен. В отличие от других островов мусульманской Индонезии, на Бали в свободном доступе продается и вино, и крепкие напитки — правда, с наценкой в несколько сотен процентов. Например, самая дешевая бутылка очень плохого испанского вина в апреле 2019 года на Бали стоила 800 рублей (11 €), и это по акции. В России ее бы не купили и за двести.

На случай, если ты самый ловкий и умелый, знай: по прилете весь обнаруженный алкоголь, не уместившийся в один литр, на таможне безжалостно выльют в мусорный пакет (пластиковый).
Море, храмы и другая красота
Рай не заканчивается за пределами дорогого резорта, в раю тебя не пытаются наебать каждые пять минут. В раю хотя бы пара достойных пляжей должна быть!
Море на Бали принадлежит серферам и рыбакам. Если не хочешь захлебываться в волнах, отгоняя от себя водоросли и бутылки, или идти полчаса по воде в поисках глубины — тебе в бассейн. Раз в сезон, где-то в полутора часах езды от места X, на одном из пляжей море становится спокойным и, если повезет, даже получится искупаться. Но, отсылаясь к нашему эксперту: разве это рай?

В целом, Бали вообще не про пляжный отдых — он про исследование: безусловно, здесь есть, чем полюбоваться. Нужно лишь расслабиться, встать в асану собаки и забить на адский трафик, особые тарифы для иностранцев и очереди из туристов. Золотая жила турбизнеса Бали — индуистские храмы, многие из которых уже давно не используются местными по назначению, так как в них просто не осталось места высоким чувствам. Верующие балийцы — ребята терпеливые, поэтому могут себе позволить ездить на молитву в храм на другой конец острова, да и туристов на церемонию пускают лишь по приглашениям и только в традиционной одежде. Поэтому 90% храмов на юге острова — не более, чем платный аттракцион, причем не самый дешевый.
Порой дело доходит до абсурда: ты должен заплатить даже за то, чтобы попасть на территорию известного заброшенного отеля в Убуде! Большинство пляжей тоже платные, как водопады и храмы. Во внутрь храма тебя не пустят, если ты не собираешься молиться, но заплатить все равно придется. Кажется, через пару лет балийцы придумают, как брать с туристов плату за закаты и восходы.
Та же ситуация с водопадами, вулканами, рисовыми полями, качелями, воротами и другими локациями из топов инстаграма. Чтобы найти на Бали комбо из красивого, безлюдного и бесплатного места, придется провести на острове не один месяц. И все же усилия не стоят того: мы часто пишем о местах и покрасивее, и подешевле, и уж точно поближе.

Серфинг — одно из немногих исключений. Здесь он есть, он относительно недорогой и доступный, если жить в непосредственной близости к одному из серфинг-спотов. Но неужели оно того стоит?
Знаменитые балийские ворота, не дающие покоя туристам: ожидание/реальность
Контингент
Главный тренд Бали — жить в Чангу, заниматься йогой, медитацией, есть smoothie bowl, кататься на серфе. И совсем не важно, любишь ты это всё или нет.
Чтобы представить себе атмосферу экспат- и туристической тусовки Бали, достаточно заглянуть в топы инстаграма по одноименному хештегу. Самопознание, личностный рост, медитация, тренинги, осознанность — все эти понятия замечательны по-отдельности, но на Бали они находятся в такой сумасшедшей концентрации, что происходящее больше напоминает секту.

Если это твоя тема, то ради такой компании совсем не обязательно преодолевать 9 000 км: достаточно съездить на любой фестиваль электронной музыки куда-нибудь под Питер. Если ты считаешь, что это личное дело каждого — ты прав. Просто оказалось, что этот пункт не такой уж субъективный, а значит, комфортно на Бали будет далеко не всем.
«Как и любого водителя, меня бесили пробки, особенно когда ты почти каждый день ездишь из одного города в другой. Но еще больше напрягало безумное скопление просветленных «трёхглазых», на фоне которых чувствуешь себя гопником с Выхино, особенно, если ты, не дай бог, заказала в кафе не смузи с семенами чиа, а бутылку пива
«Уже на второй день я устал от троллинга бизнес-тренеров, коучей, йогов, девушек, ищущих себе мужа австралийца-серфингиста, и просто от тех, чье жизненное кредо звучит как: „свинья найдет грязь везде, ищи ПоЗиТиФфФ“. Помню, как какой-то коуч настойчиво предлагал мне пойти к нему на курс „Как найти работу в онлайне“, хотя он прекрасно знал, чем я занимаюсь, кек»
«Такое чувство, что все съехавшиеся на Бали фрилансеры так быстро стали просвещенным, что решили просветить и весь остальной мир. Сотни таргетологов, маркетологов, дизайнеров и сммщиков делают всё, что бы вы каждую минуту видели, какие высокодуховные люди живут на этом острове. На самом же деле это просто удачный симбиоз тех, кто хочет зарабатывать деньги на туристах, и никаким духовными идеалами там и не пахнет, а дикая популярность Бали в медиа — заслуга всех этих людей»
В целом, популярность Азии стремительно угасает как среди опытных путешественников, так и удаленщиков. Но среди всех локаций ЮВА именно задыхающийся в толпе и мусоре Бали хочется пожалеть, обнять и не возвращаться сюда ближайшее лет десять.

Для тех, кто с нами не согласен, или хочет убедиться во всем на собственном опыте, у нас есть подборка дешевых билетов и жилья на этот райский остров — держи!
Недорогое жилье в путешествии
Отели для путешествия лучше искать через сервис HotelsCombined.com или Booking.com, а еще дешевле можно снять апартаменты через Airbnb.ru.
Выбрать страховку
Выбрать страховку для путешествия очень просто и дешево через Черепаху!
Получай информацию первым
Подпишись на нашу группу Вконтакте, на наш Facebook, оповещения в Telegram или Twitter. Информация об акциях появляется в них с публикацией на основном сайте :)
Акции, скидки и распродажи
Самые классные акции и скидки на билеты на нашем сайте. Если ты из Беларуси, заходи сюда, украинцам будет интереснее здесь, а если ты из Центральной Азии — вот сайт для тебя.
Дешевые авиабилеты
Билеты на самолет покупаем у авиасала, скайпсканнера, а также на сайтах лоукостов.